ИскусствоСветская хроника

Кино Старого Света

Текст: Марина Гончарова

71-й Каннский кинофестиваль завершился. В этом году основной конкурс судило самое красивое жюри, председателем которого была Кейт Бланшет, а в составе – Кристен Стюарт, Леа Сейду. Женскому взгляду на кинематограф не помешало присутствие в жюри основного конкурса русского режиссера Андрея Звягинцева. Возможно, поэтому русское современное кино представлено и премировано довольно широко.
Фестивальный бюджет составил двадцать миллионов евро. И понятно – только одна действительно золотая «Золотая пальмовая ветвь» с девятнадцатью листиками стоит двадцать тысяч евро. В этом году фестиваль покинули два очень важных инвестора. Харви Вайнштейн, который платил за все фестивальное зажигательное веселье, и американская развлекательная компания Netflix, продукцию которой дирекция фестиваля отказалась включать в конкурсные программы. Каннский кинофестиваль направлен на защиту, укрепление и популяризацию прежде всего французского кино, причем и законодательно. В данном контексте оно, конечно, будет защищено, но связь с мировым кинематографом (это второе главное правило фестиваля) с уходом Netflix сильно ослабеет.
Также в протоколе фестиваля появились два новых условия – отмена пресс-показов и запрет на селфи на красной ковровой дорожке из-за пробок, следствием которых становятся сбои в расписании мероприятий. Дирекция фестиваля довольна и считает, что эти новые табу освежили концепцию и атмосферу.
По обыкновению, скандал вызвал новый фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built) о серийном убийце, роль которого сыграл Мэтт Диллон, плакавший каждый вечер каждого съемочного дня. Это фильм внеконкурсной программы, в которой еще «Хан Соло. Звездные войны: Истории» (Solo: A Star Wars Story), «Большое купание» Жиля Лелуша и картина Терри Гилиама «Человек, который убил Дон Кихота» (The Man Who Killed Don Quixote), снимавшаяся двадцать лет. В ней играет Адам Драйвер, сыгравший также одну из главных ролей в комедийном фильме Спайка Ли «Черный клановец» (BlacKkKlansman), Гран-при кинофестиваля.
Вообще, надо заметить, премиальные категории Каннского фестиваля весьма сложны и запутаны, по сравнению, например, с премией «Оскар». Торжественные наряды Старого Света тоже сложны и несут в себе\на себе какой-нибудь месседж, исключение, наверное, составляют британцы, которые как бы не совсем Европа. И золотую ветку пальмы получить непросто – надо подняться на двадцать четыре ступеньки Дворца фестивалей, их еще называют ступеньками славы. Хорошо, что без груза типа двух полных водой ведер на коромысле. А то был бы практически тренинг монахов Шаолиня.
Но по сути. Второй по степени скандальности режиссер Канн Гаспар Ноэ не получил за свой новый кислотный фильм Climax, снятый за две недели, никаких наград. Большие ожидания от триллера «Нож в сердце» (Knife +Heart) с Ванессой Паради в главной роли не оправдались никак. Также не были отмечены китайский фильм « Пепельный – самый чистый белый» (Ash is Purest White) и корейский фильм «Пылающий» (Burning). В этом году в Каннах много насилия, крови, маньяков, видимо, в том числе и поэтому «Золотую пальмовую ветвь» получила добрая семейная картина «Магазинные воришки» (Shoplifters) японского режиссера Хирокадзу Корэ-эда. Японцев, кстати, участвует в фестивале даже больше, чем русских.
Третий традиционный каннский скандалист режиссер Жан-Люк Годар получил специальную «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Образ и речь». Лучшим режиссером признан Павел Пвликовский (Польша, Великобритания) за фильм «Холодная война» (Cold War), лучшей актрисой – Самал Еслямова за роль мигрантки в фильме Сергея Дворцевого «Айка» (Киргизия, Россия). Выглядела Самал Есламова настолько растерянной, что даже вызывала жалость, она совершенно не улыбалась, и лишь на вручении награды несколько пришла в себя.
Роман Билык (Рома Зверь) и Герман Осипов получили приз за лучший саундтрек к фильму «Лето» Кирилла Серебренникова. Сам фильм жюри сочло слишком легковесным для фестиваля, да и в среде ветеранов ленинградского андеграунда он пока не снискал бешеной популярности. Еще Игорь Поплаухин занял половину второго места в студенческом конкурсе Cinefondation. Также стал событием по степени своей неоднозначности короткометражный фильм «Донбасс» украинского режиссера Сергея Лозницы – лучшая режиссура в номинации «Особый взгляд» (председатель жюри – актер Бенесио дель Торо).
Из радостного – британский режиссер Кристофер Нолан (фильм «Дюнкерк», «Оскар» – 2018 за лучший звук) представил легендарный фильм Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey) на 70-миллиметровой пленке к 50-летию картины. Это обновленная методом фотохимических технологий лента, в США уже начались показы в кинотеатрах. Еще из радостного – на церемонии закрытия выступали Шэгги и Стинг.
Ну и Каннский фестиваль тоже втянулся в орбиту разоблачений в номинации харвигейт – режиссера Люка Бессона обвиняет в криминально-неподобающем поведении актриса из его личных знакомых, по заявлению которой идет расследование, имя актрисы пока не называется.

Предыдущая статья

Те, кто делает завтра

Следующая статья

Заботимся о шубе: как не испортить дорогостоящую покупку неправильным хранением в теплое время года