«Кармина Бурана» в Эрмитаже
2 ноября концерт-мистерия прозвучит в исполнении Санкт-Петербургского симфонического оркестра Impulse Orchestra, хора «Созвездие» и солистов петербургских оперных театров. Эта кантата считается одной из самых загадочных, а Гербовый зал Эрмитажа, где она прозвучит, подчеркнет атмосферу средневековья.
«Кармина Бурана» в Эрмитаже
2 ноября концерт-мистерия
Таинственный манускрипт
В этой кантате таинственно все, даже название. «Кармина Бурана» (CarminaBurana) переводится как «песни Бойерна». В 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн (территория современной Баварии) был найден уникальный манускрипт. Он включал в себя более 250 средневековых стихотворений, написанных в 13 веке бродячими поэтами, беглыми монахами и студентами. Они восхваляли жизнь, еду, любовь. И все это на латинском языке. В 1936 году немецкий композитор-экспрессионист Карл Орф вдохновился этим сборником, выбрал 24 стиха и создал одноимённую сценическую кантату. Закончив ее в 1937 году, Орф посчитал, что все другие его произведения меркнут на фоне «Кармины Бураны» и даже написал своему издателю, что все написанное им ранее можно уничтожить.
«Именно сейчас начинается мое собрание сочинений», – говорил музыкант.

Фортуна крутит колесо
Кантата состоит из пролога и трёх частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий. Самый знаменитый – Пролог «О, Фортуна», очень часто он сопровождает какой-нибудь леденящий кровь триллер. Часто звучит в фильмах, аниме, новостях и даже рекламе. Под эту музыку начинали свои концерты Майкл Джексон и Оззи Осборн, ее фрагменты использовали в своих композициях Enigma, Gregorian, Ministry, Дэвид Гарретт. Нередко с мощных звуков пролога начинаются футбольные матчи и зрелищные шоу. Такая популярность объясняется его небывалой, даже какой-то сакральной силой воздействия. Кстати, рисунок колеса Фортуны был обнаружен на первой странице средневекового сборника.
Живописная музыка
Особое значение Карл Орф придаёт ритму, используя мощный ансамбль ударных инструментов, подчеркивая первобытную сторону музыки, создавая впечатление чего-то древнего и магического. Номера, посвященные любви, исполняют солисты. Сатирически-пародийные и песни монахов исполняет хор в сопровождении усиленных оркестровых инструментов.
Контраст между мужскими и женскими голосами, хором и соло, тихими и громкими пассажами – все это держит слушателя в напряжении. Есть ощущение, что композитор пробудил души древних миров.
Фото предоставлены организаторами концерта.





