История «Рекорда». К юбилею радио «Рекорд»
Многие наши читатели с нами уже 18 лет. Чуть раньше, в 1995 году начиналась история «радио с танцами» — первой танцевальной радиостанции, которую все из нас слушали хоть иногда, когда им было по 20-25… К юбилею радио «Рекорд» редакция «На Невском» публикует небольшой рассказ о том, как появился «Рекорд», как развивался и превратился в то, чем является сейчас, когда «лихие 90-ые» остались далеко в прошлом.
Рождение
22 августа 1995 года в эфире Санкт-Петербурга появилось новое радио — радио «Рекорд».
Справедливости ради надо сказать, что формат радио вначале был совсем не танцевальным. Как такового формата не было совсем. Диджеи приходили в эфир и сами ставили разную музыку, которая им нравилась. На «Рекорде» выходило множество программ: новости, утренняя зарядка, ужастики (короткие юмористические рассказы), программы с участием известных актеров, музыкантов и даже политиков: в эфире «Рекорда» побывал Михаил Горбачев с Раисой Максимовной, диджеем на час стал будущий министр финансов Алексей Кудрин, одним из ведущих работал Саша Васильев, известный сейчас как солист группы «Сплин», вел свое шоу на «Рекорде» даже самый известный джазмен Давид Голощекин.
Музыку на СD брали по бартеру в музыкальном магазине «Music Шок», который открыл молодой и энергичный Олег Тиньков, он же привозил из-за границы только что появившиеся альбомы и синглы, а Рекорд в свою очередь выпускал одноименную программу «Music Шок», в которой эти диски рекламировали.
Новый формат
«Рекорду» надо было определяться, какое музыкальное направление выбрать. К Людмиле Резниковой — создателю «Рекорда» — приходили тогда разные люди, и каждый предлагал свой формат: русская музыка, классическая, рок… Одной из программ, выходящих тогда, было электронное шоу «Полетели» диджея Цветкоff. Решено было попробовать играть электронную музыку.
В студии «Рекорда» на Инструментальной, 6 внезапно появились тогда «пришельцы из другой Вселенной»: диджеи Леша Хаас, Лена Попова, Фрейд, Залогин, Вася Сварщик, Федя Бумер, Анжела Шульженко с экзотическими по тем временам пирсингом и тату, Костя Лавски, Славянка, Валера Сказочник, Валера Аллахов из «Новых композиторов», Сергей «Африка» Бугаев; в эфире звучал голос легендарного Тимура Новикова.
Переход на EDM-формат был непростым: штатным «говорильщикам» (хорошим профессиональным ведущим) не очень-то импонировала та музыка, которую притащили в студию «Рекорда» электронные диджеи и которую они (ведущие) должны были сопровождать своими комментариями, а джазмен Давид Голощекин, обращаясь к директору «Рекорда» со словами: «Что ты делаешь, Люда? Куда ты идешь?!», и вовсе покинул стены радиостанции.
Но окончательный выбор формата сделали слушатели. В то время у всех были пейджеры, мобильных телефонов не было. «Рекорд» взял в аренду несколько пейджеров, на номера которых слушатели должны были присылать свое «да» или «нет» новому электронному танцевальному формату радиостанции. Несколько дней пейджеры разрывались от «да», и только сотрудники пейджинговой компании, почему-то измотанные этим шквалом сообщений слушателей, на вопрос: «А вы «за» или «против»?» закричали: «Нет, больше такой бешеной работы мы не выдержим!»
Первый open air
Именно благодаря эксперименту с изменением формата вещания, «Рекорд» впервые собрал свой первый импровизированный open air: всех, кто проголосовал за переход на танцевальный формат, призвали прийти под окна радиостанции на тихую Инструментальную улицу на Петроградке, и… количество пришедших превзошло все ожидания! Толпа народа стояла под окнами радио, куда выставили маломощные колонки, но и под эти слабые звуки настоящие и будущие слушатели танцевали. А если в окне появлялся герой эфира, например диджей Цветкоff, то толпа ревела от восторга. Так сами слушатели предопределили судьбу первой танцевальной.
«Рекорд» сразу же вышел в offline: стал поддерживать практически все танцевальные клубы и вечеринки, сам проводить мероприятия. Их было очень, очень много — разного формата, направленности, качества, масштаба. Начинали неумело, учились на своих ошибках. Были и недоброжелатели.
Фестивали Рекорда
Люди стали активно ходить в клубы и слушать танцевальную музыку: «Планетарий», «Пирамида», Candyman (впоследствии «Ля Пляж»), «Экскаватор», «Порт», «Голливудские ночи», «Тоннель», «Просвет», Jet Set, Zet, «Абсент»…
Тогда, во второй половине 90-х, стали греметь рейвы «Рекорда». Какой грандиозной была «Вспышка Сверхновой» в «Юбилейном»! А всемирная презентация альбома Prodigy «The Fat of the Land», когда бесконечная толпа народа заполонила не только цех известного всей стране Кировского завода, но и пространство вокруг него. «Колбасный цех» в «Юбилейном», а потом и в СКК собирал более 35 тысяч человек, после него буфет СКК еще неделю торговал сардельками и колбасами, использовавшимися нами в качестве антуража и декораций мероприятия!
Шоу нового уровня
В 2008 году началось сотрудничество с голландскими коллегами из ID&T — тогда впервые в России прошел фестиваль Sensation, «Пиратская станция» со временем стала не просто фестивалем, а уникальным по формату drum`n`bass-спектаклем, ежегодно удивляя зрителей все более эффектными шоу, «Трансмиссия» стала проводиться не только в двух столицах, но и по всей стране, а ретромегадэнс «Супердискотека 90-х» уже более 10 лет собирает полные стадионы в Петербурге и Москве.
Продолжая покорять новые вершины и став одним из крупнейших организаторов фестивалей в России, Рекорд организовал выступление Tiёsto на Красной площади, шоу Armin Only, рэп-оперу Cops on Fire, российское шоу заключительного тура Swedish House Mafia, Hospitality, Record Christmas, привез практически всех самых значимых электронных музыкантов в Россию: Martin Garrix, Hardwell, Armin Van Buuren — это только малая часть огромного списка незабываемых событий!
1 апреля. Спецпроекты Рекорда
Программный отдел радиостанции однажды решился на нестандартный шаг: 1-го апреля эфир полностью сменил формат, на 24 часа отключив танцевальную музыку и став радиостанцией «Медляк FM». Эксперимент удался, став ежегодным и породив огромное количество интересных проектов — «YO! FM», «Гастарбайтер FM», «Гламур FM»…
В 2011 году первоапрельский формат получил название «ГОП FM». Актуальность темы и впечатляющая промо-кампания взорвали страну, ролики на YouTube собрали (и продолжают собирать до сих пор) миллионы просмотров! Популярность дала идею создания целой серии тематических вечеринок «Гоп FM», где приличные люди переодеваются в гопников и танцуют под «колбасу» и «лоходэнс».
Менеджмент и букинг
«Рекорд» организовал крупнейшее в России агентство по организации выступлений диджеев и электронных артистов — Record Booking. Ежегодно букинг «Рекорда» организовывает до 700 событий. Менеджмент «Рекорда» помог многим музыкантам стать известными не только в России, но и за рубежом.
Рекорд сейчас
В этом году впервые в своей истории команда провела «Sensation» в Москве в Олимпийском, а в Санкт-Петербурге сделала уникальный open-air — «Фестиваль ВКонтакте» — грандиозный двухдневный проект, объединивший в себе музыку, спорт, образование, искусство и многое другое.
Рекорд не перестает расширяться и создавать новые проекты. Сейчас радио «Рекорд» — это более 120 городов вещания, 50 фестивалей в Москве и Санкт-Петербурге и 100 в регионах каждый год, более 3 миллионов человек в группе ВКонтакте.
Свое 20-летие радиостанция отмечает двумя грандиозными событиями в Петербурге и Москве в один день, хедлайнером станет пятикратный обладатель титула лучшего диджея мира, пожалуй, самая яркая фигура в истории танцевальной музыки — Armin Van Buuren.
Все только начинается.