Иной взгляд
на Россию за 70 с лишним лет являет собой новая выставка петербургского ЦВЗ «Манеж», на которой представлены фотографии легендарного Magnum Photos. Агентство специализируется на репортажной фотографии и объединяет фотографов Западной Европы и США. Оно было основано в 1947 году Анри Картье-Брессоном, Робертом Капой и еще четырьмя мастерами фоторепортажа. Да, кстати, magnum – 1,5-литровая бутылка шампанского, которую распили в честь рождения новой институции ее учредители. Практически сразу же после открытия агентство выразило желание сделать русский проект, то есть посетить послевоенный СССР. С этого все и началось.
Текст: Марина Гончарова
Экспозиция отличная. Красная и графическая.
Россия Magnum Photos от десятилетия к десятилетию. 10 отдельных блоков. 290 снимков. «Манеж» в локдаун времени не терял, а все более совершенствовался. Времени не терял «Манеж» и в целом – весной, в ожидании профильной работы, сотрудники ездили помогать приюту для животных «Ржевка». Тоже можно фоторепортаж сделать, да. Ну и теперь к восприятию России глазами иностранцев. Мне кажется, получился парадокс.
Фотографии Magnum вообще – феерически красивые
уникальные кадры, которые рассказывают увлекательные истории. Что соответствует определению Анри Картье-Брессона: «Поиск кадра – это игра, которая находится где-то на полпути между карманной кражей и хождением по канату». Но также это кадры, сделанные с неприкрытой любовью к объекту визуализации, каким бы он ни был. Что соответствует другому определению Анри Картье-Брессона: «Фотограф обязан проявлять уважение к атмосфере, необходимо вписываться в окружение, определяемое средой, избегая в то же время искусственности, уничтожающей человеческую правду». С Советским Союзом и затем с Россией не получилось по определениям мэтра.
А получилось по определению фотографа Мэрилин
Сильверстоун: «Фотография – это субъективное впечатление, это то, что видит фотограф». Все советско-российские истории можно было брать голыми руками, они лежали на поверхности, совершенно не обязательно было заниматься фотоохотой. Эпизоды жизни только и ждали, чтобы их зафиксировал фотообъектив. Зафиксировал! Но страна, победившая фашизм, как не вызывала сочувствия у фотографов Magnum, так и не вызывает. Стремление иллюстрировать стереотипы сильнее, и возможностей таких до сих пор имеется бесконечное множество.
В результате все свелось к вполне сатирическому изображению людей, большинство из которых даже не понимает, насколько их быт смешной и отсталый, а бытие – ужасное и несвободное. Людей, у которых нет другой жизни, кроме этой, смешной и ужасной. Ну типа пятая колонна навсегда. И собственно вот условные тематические разделы – быт, диктатура, политические репрессии, затем национальный и религиозный вопросы, диссиденты, тюрьмы, балет, санатории, лирические фото, чуть-чуть моды, даже Covid-19 есть.
Но тут интересно. Мы сами ругаем свой быт
и бытие, но мы во всем этом трэше сами и находимся. Например, единственный русский фотограф Magnum Георгий Пинхасов снимает русские безобразия более жестко, чем его западные коллеги по агентству. Но эти снимки действительно документальны, в них нет дополнительной ментальной нагрузки, они просто фиксируют. Пинхасов заметил, что сила музы фотографии – в ее бессмысленности. И да, он работает в этом тренде. И да – это честно. Потому что остальные фото имеют идеологический крен. Согласно им в России есть и всегда были только одно мрачное мученье, трагическая драма и бесплатный цирк, но никакой радости жизни, веселья, оптимизма, юмора, любви. Короче, одно зло и никакого добра. А так не бывает, это же энергетическая пара.
Замечательная идея экспозиции, прекрасные фотографии знаменитого агентства – и где же человеческая правда, которую боялся потерять Анри Картье-Брессон? Уничтожена искусственностью?