Блоги #NaNevskom

Хроники Атлантиды

Текст: Марина Гончарова

Текст: Марина Гончарова

Солнце Александра Маккуина закатилось в 40 лет. Но он успел выйти за рамки мира моды – его узнавали на улицах в лицо и просили автограф. Он не был хулиганом, образ которого услужливо подыскала для него пресса вслед за Джоном Гальяно, который эпатировал публику и своим видом, и своим поведением. Ли Маккуин (родные и близкие так и продолжали всю жизнь звать его первым именем, оставив второе публике) не имел цели эпатировать, он имел цель самовыражаться через высокую моду. Он имел целью «сокрушать правила, но сохранять традиции.»

«Мне плевать, что люди думают обо мне, мне плевать, что я сам думаю о себе. Я отправляюсь в самые потаенные уголки своей души и выношу оттуда все ужасы, потом выставляю их на подиум», – Ли Александр Маккуин. Его ужасы, выставленные на подиум, были такой невероятной концентрированной красоты, какой, наверное, никогда на подиумах мира больше не будет. Ее можно было разбавлять в пропорции ну не знаю 1:10, и то застило глаза. Типа хулиган сидел для этого ночи напролет с иголкой, ниткой и куском ткани, слушая на плеере Шинейд О^Коннор. 14-40 коллекций в год – это за гранью добра и зла. Первую коллекцию для Givеnсhy из 55 моделей он создал за 25 дней. Когда я ее увидела, мне стало трудно дышать от восхищения. А французы снобы – долго и нудно ругали британца, который оказался лучше и быстрее их.

Вышел на экраны документальный фильм «Маккуин» Айана Бонхота и Питера Эттедги, сделанный в Великобритании. Соединенное королевство почтило память командора ордена Британской империи и четырехкратного «Лучшего британского кутюрье года» Александра Маккуина. Фильм вполне в рамках жанра – хроника довольно плохого качества, свежие интервью с родными, друзьями и членами команды Маккуина и фрагменты избранных коллекций. Жизнь квазара моды развернулась как свиток. Мне кажется, главное в картине – именно солнце, с которым сравнивали Маккуина все знавшие его. Даже наркотики, которые появились вместе с деньгами, не погасили этот свет.

Обожаю талию, спущенную ниже некуда, чем ниже, тем лучше. Всегда с удивлением смотрю на чьи-то туго упакованные живот и бедра. Первое, чем Маккуин шокировал публику, были брюки, мужские и женские, с талиями на уровне табу. Он сам носил такие джинсы. И эта спущенная талия в разных интерпретациях осталась в его коллекциях до конца. Вообще, он не понимал, как можно использовать в моде знаменательные даты или сексуальные мотивы, и, кажется, так и не понял. Все, что он делал, было прежде всего связано с его личностью, с процессами, которые происходили в нем самом.

Уже дипломная работа «Джек Потрошитель выслеживает свои жертвы» в St. Martins college of Art and Design дала понять всем, с какой величиной они столкнулись. В дальнейшем театрализация дефиле становилась все более рафинированной и изощренной. Многие топ-модели отказывались работать с Маккуином, несмотря на его оглушительную славу и отличные гонорары.
Нужно было:
1. играть непростые роли, а не только демонстрировать одежду
2. ходить в сложной обуви его производства на каблуке до 30 см и\или по сложным подиумам
3. терпеть его несносное поведение перед показом
Но! Модные спектакли Маккуина были как солнце, или как огонь. Люди выходили в шоке и катарсисе. Во время показа одной из коллекций студенты, которых не пустили на дефиле, стали поджигать окрестные авто, и пожарные не успевали их тушить.

Первые свои модели он создавал на пособие по безработице. Поэтому часто использовал в качестве материала пластик, например, платье из пластика с молнией стоило 10 фунтов стерлингов. Он уже был очень знаменит, но утром, после вечернего триумфа, часто не знал, где взять 42 цента на молоко. Маккуин всего добился сам. Несмотря на то, что его называли альтернативным модельером, он делал продукцию, которую можно продать. После Givenchy он сотрудничал с Gucci Group, с концерном Puma, создавал рисунки для чемоданов, мужские и женские ароматы, линию молодежной одежды, костюмы для театра, уже не говоря о том, что у него был собственный Дом Alexander McQueen. Альтернативные манекенщицы – беременные или наголо бритые – были только в самом начале, дальше он выбирал похожих на кукол. Совмещение таланта и коммерции – второе важное, что есть в этом фильме, особенно важное для русских художников, особенно для петербургских.

Маккуин любил мать и сестру, птиц и собак, спасался от моды в доме на Ибице. Он не искал партнеров и соратников, они искали его. Последняя коллекция Plato^s Atlantis (Атлантида Платона) – это его форма воды неземной красоты.

Предыдущая статья

Внешние наблюдатели

Следующая статья

12 главных горнолыжных курортов Словении