Футуризм. Выставка в Русском музее.
В Михайловском замке Русского музея открыта уникальная выставка итальянского и русского футуризма. Футуризм. Выставка в Русском музее. В России впервые показывают шедевры из собрания Джанни Маттиоли, объявленные национальным достоянием Италии. Это первый случай, когда они переехали, пусть и на время, в другую страну. Теперь можно напрямую сравнить футуристическое творчество итальянских мастеров с работами Бурлюка, Малевича, Лентулова, Гончаровой и других наших авангардистов. Журнал «На Невском» уже сравнил и сделал интересные выводы.
Текст и фото: Наталья Шкуренок
Отец футуризма и его дети в Русском музее
Два с половиной месяца у посетителей Михайловского замка будет возможность наглядно понять, из чего выросло такое популярное во всем мире художественное явление, как русский авангард. А также разобраться – как крайне левые взгляды итальянских социалистов, очень быстро превратившиеся в фашизм и породившие Муссолини, повлияли на искусство России в начале XX века и на всю нашу историю.
Карло Карра. «Любовница инженера». 1921
– Футуризм – художественное течение, чрезвычайно важное для всего мирового искусства, и для России в частности, – считает Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея. – Потому что русский авангард был фактически спровоцирован футуризмом, с которым русские художники были знакомы по коллекциям Морозова, по поездкам в Европу. Футуризм. Выставка в Русском музее.
Футуризм. Выставка в Русском музее.
Начало XX века – время активных поисков нового языка в искусстве, новых тем, новых жанров. В январе 1909 года, буквально через 3 дня после того как во французской газете «Фигаро» был опубликован манифест итальянского идеолога футуризма поэта Филиппо Томазо Маринетти, он был переведен и напечатан в России. Маринетти предлагал отказаться от наследия прошлых веков, пел гимны машинам, скорости, прославлял насилие молодежи. Он писал – «мы хотим уничтожить музеи и библиотеки, бороться с моралью», провозглашал радость «гигиенических свойств войны».
Афиша собеседования о футуризме
Маринетти говорил, что Италия переполнена классикой, старым искусством, которое не отражает современность и тормозит развитие. Идеи Маринетти и других итальянских футуристов упали на благодатную почву в России. Он предлагал сбросить все старье на свалку – узнаете призыв русских футуристов Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и других «сбросить Пушкина с корабля современности», который они провозгласили в своем сборнике 1912 года? На молодых и восприимчивых русских поэтов и художников футуризм произвел неизгладимое впечатление.
Борис Королев. «Саломея». 1921
Время, вперед!
– Итальянские футуристы сразу ввели в художественный язык приемы, которыми пытались запечатлеть стремительное движение – мелькание поездов, движение машин, – рассказывает Евгения Петрова. – Они не рассматривают предмет в деталях, фактически отказываются от традиционного портрета, им важны не черты лица, а динамика – движение мускулов, света и тени. У российских мастеров авангарда видны те же черты, но с первых шагов русские футуристы обратились к народному творчеству, к иконам. Как считали мастера русского авангарда, искусство должно быть понятным и ясным.
Умберто Боччони. «Динамизм велосипедиста». 1913
По мнению Евгении Петровой, русские футуристы-авангардисты тоже стремились показать движение и состояние предмета или человека, искали чистые формы и цвета, а не детали и оттенки. Но в среде русского авангарда того времени не было одного магистрального течения, здесь формируется много разных ответвлений. Если «Велосипедист» Наталии Гончаровой в чистом виде футуризм, то «Портрет Клюна» работы Малевича – смесь футуризма и кубофутуризма. Как и у Любови Поповой. А у Давида Бурлюка экстремальность в поисках языка связана с народным искусством и приправлена откровенной иронией. И в этом – обращении к своим традиционным корням, к иконам, к народному искусству – одно из главных отличий русского футуризма от итальянского.
Наталья Гончарова. «Велосипедист». 1913
Еще одно существенное различие: итальянцы пели гимны прогрессу, машинам, развитию городов – русские футуристы отказывались от диалога с Западом и воспевали прекрасный Восток. «Мы, Лучисты и Будущники, не желаем говорить ни о новом, ни о старом искусстве и еще менее о современном западном… Да здравствует прекрасный Восток!.. Да здравствует национальность!» – писали русские футуристы в своих манифестах.
И еще одно важное отличие – русские футуристы были категорически против войны, которую воспевал Маринетти.
Ищите будущее в прошлом
Футуризм. Выставка в Русском музее. Когда в 1914 году Филиппо Томазо Маринетти приехал в Россию, его встретили очень бурно, и по возвращении в Италию он писал о России как о стране, за которой будущее. В следующий раз он приехал в Россию в 1941 году в составе итальянской армии. За три десятилетия и в Италии и в России произошли грандиозные изменения, истоки которых вполне просматриваются в тех самых лозунгах футуристов – об отказе от прошлого, от своей истории, о силе машин и слабости людей, о «гигиене войны»….
После окончания Второй мировой войны на все наследие итальянских футуристов был наложен запрет как на наследие идеологов фашизма – их книги не печатали, выставки картин запрещали. И снова – параллель с Россией: в стране Советов искусство мастеров русского авангарда тоже было под запретом, но по иной причине – якобы за несоответствие социалистической идеологии.
Арденго Соффичи. «Фрукты и ликеры». 1915
До 1950-х годов в Италии о футуризме почти не упоминали в прессе, и даже теперь это одно из слабо изученных явлений в искусстве. Джанни Маттиоли, друживший с некоторыми из футуристов еще в 1930–1940-е годы, начал собирать свою коллекцию тогда же, однако в ней есть работы и художников других направлений. Но в 1972 году итальянское правительство выделило из собрания Маттиоли 26 картин (именно они приехали сейчас к нам) в отдельную коллекцию и признало ее национальным достоянием. А это значит, что коллекцию нельзя поделить или продать.
– Даже передать ее за пределы Италии на время можно лишь по особому распоряжению правительства страны, – говорит Евгения Петрова. – Это, безусловно, жест доброй воли со стороны Италии. Возможно, такая щедрость стала последствием того, что в Милане с прошлого года гостит наша выставка «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве» из собрания Русского музея. Вряд ли еще когда сложится такая интересная ситуация, так что возможность увидеть коллекцию Маттиоли в Петербурге поистине уникальна. Футуризм. Выставка в Русском музее.
Выставка Итальянского футуризма и русского кубофутуризма в Михайловском замке будет открыта до 4 октября.