ВыставкиГород и горожанеИскусствоИсторияКультураНовостиСобытия

Выставка: Солнечный Петербург. Василий Садовников

Василий Садовников. Иллюминация на набережной Мойки в Санкт-Петербурге

Когда Петербург празднует день рожденья, несправедливо не вспомнить о Василии Садовникове. Он не был рожден в Петербурге, но стал его придворным художником. Садовников писал город во все времена года, в любое время суток. И что интересно, Петербург на его картинах всегда очень солнечный. Ну а если заметите на акварели даму с зонтиком – так это от палящего северного солнца!

Василий Садовников. Выставка: Солнечный Петербург

Весь Невский на 16 метрах

Хотите узнать, как в точности выглядел Петербург в 30-е годы 18-го века? Тогда разглядывайте панораму Садовникова. Лучше даже вооружиться лупой, чтобы рассмотреть все вывески, наряды и найти гуляющего Пушкина.

Панораму можно взять как путеводитель, идти по Невскому и проверять – все ли здания пушкинской поры на месте, а если да – как они изменились и что в них находится сегодня. Художник подробнейшим образом с документальной точностью зарисовал каждый дом по обеим сторонам Невского проспекта: от Адмиралтейства до Аничкова моста, где тогда заканчивалась главная часть проспекта.

Панорама Невского проспекта. Фрагмент с видом на Мойку и Полицейский мост. Василий Садовников

Панорама Невского проспекта. Фрагмент с видом на Мойку и Полицейский мост

Потом акварель была переведена на литографский камень и издана Андреем Михайловичем Прево. По этой причине литографию часто называли панорамой Прево– ее раскупали, украшали дома. И даже заказывали шкатулки со стеклянным окошком, где специальный валик крутил 16-метровое полотнище то в начало, то в конец Невского проспекта. Учитывая колоссальный размер литографии, можно было купить ее не всю, а определенный участок: так сказать, приобрести определенный метраж Невского.

 Из крепостного в придворные художники

Середина 19-го века расщедрилась на гениев: Пушкин, Брюллов, Достоевский, Гоголь, Помяловский. И Василий Садовников – крепостной, который стал знаменитым акварелистом Пушкинской эпохи. Его Петербург тихий, уютный, жизнерадостный. Литографии и акварели не бросаются в глаза, не поражают буйством цвета, как у Брюллова. Но они завораживают, как картинки из сказки, их хочется рассматривать.

О детстве Садовникова известно мало. Родился в 1800 году в Калужской губернии, его родители – крепостные княгини Голицыной. Известно, что в начале 20-х годов он попадает в Петербург в качестве челяди княгини Натальи Голицыной. Удивительные перипетии судьбы. Эта та самая усатая графиня, которая послужила прототипом главной героини повести Пушкина «Пиковая дама». Графиня – дама властная и влиятельная, даже ее сын Дмитрий Голицын, будучи бравым генерал-губернатором, слова не мог сказать наперекор матери. Есть сведения, что именно он заметил талант мальчика и поддержал юное дарование. Вольную Василий Садовников получает только после смерти хозяйки в 1838 году, тогда и начинается его карьера художника. За вид парадной лестницы Академии художеств ему присваивают звание художника. Потом его работы заприметил Николай Iи пригласил Садовникова к себе на аудиенцию во дворец. После этого он получает заказы до конца жизни.

Художник-ювелир

Каким удивительно дотошным и терпеливым человеком нужно быть, чтобы выписать мельчайший завиток на тканевой обивке кресел, каждый элемент декора. Иногда не верится, что это акварель. Может, все-таки раскрашенная фотография? Но нет, это фирменный стиль художника – воссоздать мельчайший предмет с ювелирной точностью. Вот почему интерьерные рисунки Садовникова –это настоящее сокровище для историков и реставраторов. Он с документальной точностью изобразил гостиную княгини Юсуповой в Царском Селе, Николаевский зал Зимнего дворца и сотни других интерьеров.

Благотворительный базар в Банкетном зале Юсуповского дворца. Выставка: Солнечный Петербург Василий Садовников в Михайловском замке до 14 июля. Садовников акварелист писал город во все времена года, в любое время суток.

Благотворительный базар в Банкетном зале Юсуповского дворца

Сегодня его акварели используют музейные работники, когда нужно восстановить какой-нибудь исторический объект. Также с пригородами: Марьино, Гостилицы, Парголово, Царское Село. Все точно так, как выглядело в пушкинскую пору.  Художник работал до глубокой старости. Его брат отмечал, что «Василий никогда не расставался с карандашом и бумагой, четвертушками или даже осьмушками (1/8 листа), которыми были забиты его карманы, и рисовал везде и всегда».

 Быть в хрестоматии обязан

Вопиющая несправедливость – репродукций художника, который с энциклопедической точностью и мастерством воспел Петербург, нет ни в одной хрестоматии. Сотрудники Русского музея объясняют это печальным стечением обстоятельств. Садовников часто и много писал по заказу знатных семей: Голицыных, Юсуповых, Строгановых. Это были акварели по случаю венчания, рождения наследника, в качестве подарка. И все эти прекрасные картины находились и находятся в частных коллекциях, переходя от одного поколения к другому, они не стали достоянием общественности. К тому же скромное происхождение и характер художника заставляли держаться его в тени. Тем не менее Русскому музею удалось собрать самую большую коллекцию его картин: на выставке представлено 127 работ из фондов самого музея и 13 от музеев-партнеров.

Какой он– солнечный Петербург Василия Садовникова, можно увидеть в Михайловском замке до 14 июля.

Фото предоставлено пресс-службой Русского музея

 

Выставки художников в Петербурге : по ссылке…

Предыдущая статья

Говорящие пальцы, девичьи грезы и кое-что еще. Port Art Fair

Следующая статья

Концерт «Музыка Дворцового моста»