Фрейлинский сад Татьяны Парфеновой
Текст и фото: Ольга Ермакова
Что может расти во Фрейлинском саду? Только то, что посадит сама фрейлина….. История Модного дома Татьяны Парфеновой началась в 1995 году, и почти одновременно с линией одежды обрела себя и история декора, сначала в виде декоративных подушек.
Домашний декор
Это был естественный процесс. У многих заказчиков, посетивших открывшийся на Невском проспекте салон, появлялось желание кроме одежды увидеть у себя дома и вышитые оригинальные «картинки с выставки». Так постепенно, кроме ежегодно выпускающихся коллекций haute couture и prêt-à-porter, в Модном доме Татьяны Парфеновой появились такие узнаваемые рисунки для домашнего декора, как яблоки и пчелы, шиповник и розы, хвостики горностаев и парочка влюбленных лебедей.
С начала 2000-х годов в Петербурге были представлены знаменитые Недели декора, созданные журналом «Мезонин» сначала для московской публики, а впоследствии и для Северной столицы. Проходившие сначала на московских площадках, эти показы работ известных дизайнеров и архитекторов, работавших на рынке интерьера, переросли в концепцию «Петербургская квартира: власть идей». Татьяна Парфенова, единственный модельер среди группы дизайнеров, приняла участие в одном из таких проектов в 2011 году на площадке Галереи дизайна Bulthaup. Ее интерьерный перформанс носил название «Спальня вечной любовницы» – посвящение вечной женской теме, от которой сейчас остались многочисленные фотографии и большой платяной шкаф с дверцами в виде огромных крыльев врубелевской «Царевны Лебеди», встречающий гостей в современной экспозиции салона на Невском проспекте. Многим посетителям эта спальня запомнилась благодаря авторским предметам, выполненным в разных техниках. Основная масса декора – текстиль: покрывала, подушки, занавеси, ширмы. Основные приемы обработки – вышивка и печать. Акцент делался на графичности, выбор темы изображения определяла сама Татьяна Валентиновна, и это были ее рисунки – от животных и растений, игрушечных мишек и настоящих сурикатов до изображений человеческих фигур.
Коллекции
Один из показов авторских коллекций петербургских модельеров 2017 года, проходивший под девизом «Ассоциации. Готика», состоялся, как всегда, на фоне великолепных дворцов и парков Царского Села. Татьяна Парфенова представляла свою коллекцию во Фрейлинском садике справа от Камероновой галереи. Маленький вытянутый газон с пышными кустами роз, пионов и шиповника принял на себя декорации-ассоциации упадка Римской империи. Среди множества гигантских костей вымерших животных расхаживали рафинированные римские юноши в цветастых туниках, вышитых мелкими цветочками и животными из средневековых бестиариев. Парами для них выступали мужественные девушки-готы в серо-черных простых костюмах. Звуковое сопровождение – строки стихов римских поэтов о неге, любви, чувственности и предчувствии роковых перемен…
В коллекции декора Татьяны Парфеновой «Фрейлинский сад», вышедшей уже осенью 2017 года, нашли свое отражение многие мотивы прежних лет. Коллекция включает в себя авторский шторный и обойный дизайн, ковры и вышивки на таких предметах декора, как кресла, диваны и ширмы. Основной колорит обойной и парной к нему коллекции тканей для штор – монохромный, где первенство занимают жемчужные, пепельно-серые, бархатные коричневые фоны с тонкой графикой. Основной мотив рисунков – растения, птицы, насекомые. Все то, что может расти в садике маленькой фрейлины – яблоки, над которыми летают пчелки, сами трудолюбивые пчелки, бабочки, стрекозы, ласточки и много, много пышных садовых цветов. Множество ранних авторских рисунков Татьяны Парфеновой нашли свое место на бумаге и ткани. Отдельно памятные горностаевые хвостики, забытые вещи, мишки, картинки с детской графикой – черно-белый колорит, иногда с добавлением серых жемчужных тонов.
Отдельно представлены образцы вышивок для мягких сидений и спинок классических стульев и кресел. Это очень удобный стандарт уже готовой подачи, так как многие изделия имеют определенный формат. На фото – совмещенный вариант: спинка с вышивкой в виде букета цветов с острыми колючими листьями соседствует с полосатым сиденьем. Контрастом к стулу выступает ярко-алая подушка с вышивкой в виде розы. Отдельное внимание модный дом уделяется своим любимым ширмам. На светло-сером фоне – нежно-розовый шиповник, над которым летают стрекозы и пчелы. Но представленными в каталоге вариантами можно не ограничиваться, а рассмотреть и другие рисунки, выполненные в более ранние времена.
Дополнением к вышеперечисленному ассортименту могут служить авторские ковры с рисунками, выполненные в разных колористических решениях. А также чайные и столовые сервизы с рисунками Татьяны Парфеновой, выполненные на Ломоносовском фарфоровом заводе: «Гадание на кофейной гуще», «Пижамный» и последний – «Царский» – с горностаевыми хвостиками. Все это приближает нас к сказкам, которые также есть в ассортименте петербургского модельера-декоратора. И мы можем обрести собственную волшебную страну, в которой у каждой маленькой фрейлины есть свой собственный сад.