Персоны

Эдвин Мартон. Скрипичный ключ от сердца

Непринужденная элегантность, самобытная прическа, энергетика, характерная для рокеров, – все это о скрипаче Эдвине Мартоне. 28 ноября он выйдет на «Тинькофф Арену» не только со скрипкой в руках, но и с дирижерской палочкой – управлять Эдвин будет прославленным коллективом Vienna Strauss Orchestra. Мы встретились с музыкантом и выяснили, что для венгерского скрипача Россия – отличный источник вдохновения.

Встреча началась с моего знакомства с легендарной скрипкой Страдивари. Нет, никто ее мне не дал в руки, да и сама бы не взяла – специалисты оценивают инструмент в 7 миллионов долларов. В «нерабочее» время она хранится в сейфе, на концертах появляется в сопровождении охранника. Рассказывают, что однажды в Амстердаме Эдвина и скрипку встречал целый кортеж из четырех «хаммеров». Так что я могу лишь подержать футляр и так, опосредованно, прикоснуться к знаменитой скрипке. Эдвин Мартон получил право играть на ней, обойдя на конкурсе в Германии больше 300 скрипачей.

– Когда мне сказали, что выбрали меня, я не спал всю ночь! Я был так взволнован! Каждый скрипач мечтает играть на мощном инструменте, голос которого может проникать во все уголки даже самых больших концертных залов. И утром, едва начав играть на этой скрипке, я тут же влюбился в нее. Каждый инструмент имеет свой характер. Эта скрипка очень отзывчивая. На ней можно сыграть большую песню о любви и тут же такие виртуозные вещи, как «Буря» Вивальди или «Каприччо» Паганини. Для меня эта скрипка бесценна, она уникальное сокровище, и каждый раз, когда я играю на ней, это очень важный момент в моей жизни.

Все знают его как Эдвина Мартона, но настоящее его имя Лайош Эдвин Чюри. И он не первый музыкант в роду, его родители учителя музыки. Так что путь в музыку и Лайошу Эдвину Чюри не был заказан, хотя волшебный пинок ему дала девочка, в которую он влюбился в детском саду. Классика: она его не замечала, он спросил у мамы, как произвести впечатление, мудрая мама посоветовала сыграть серенаду для любимой на ее день рождения. И ведь сыграл. Правда, не серенаду, а венгерскую детскую песенку. Но главное, добился своего – поцелуя и призвания на всю жизнь!

– Я уже тогда, в пять лет, не просто играл по нотам, но и свое сочинял. Дело в том, что родители работали, и за моим музицированием следила бабушка. Но поскольку она не разбиралась в музыке, а я очень быстро все разучивал и мне было скучно играть одно и то же, я стал играть свои мелодии. Родители приходили вечером, спрашивали бабушку: «Ну как, занимался?» «Да», – убежденно отвечала бабушка. А я тогда понял, как это здорово – сочинять свою музыку.

Спустя несколько лет он попал в десятилетку при Московской консерватории, вновь обойдя несколько сотен абитуриентов. Неплохое начало карьеры. Но и нелегкое – юному музыканту пришлось жить в одной комнате с 15 детьми разных возрастов, вставать в 4 утра, чтобы «перехватить» оптиму – студентов было больше, чем инструментов… Потом он учился в Будапеште, Вене, Нью-Йорке, знаменитой Джульярдской школе, где, кстати, узнал о кроссовере.

– Моим соседом по комнате был диджей, и он привел меня в мир электронной музыки. Именно тогда я почувствовал вкус к смешению музыкальных стилей. Классическая музыка немного похожа на жизнь в балетной пачке, у вас нет времени, чтобы открыться для чего-то нового. А в Нью-Йорке я обрел свой собственный голос. Мы должны признать: наша жизнь постоянно меняется, появляются новые тенденции, инструменты, музыкальные стили. И как современный автор, я считаю, что это совершенно естественно – сочетать сегодняшние ритмы с классической романтикой и виртуозностью. Я часто задумывался о том, на каком треке я был. Правда в том, что я действительно люблю людей. Я уважаю и люблю их со всеми их хорошими и плохими качествами. Мне нравится быть живым. Я стараюсь быть пунктуальным, что обещаю соблюдать. Рутина, языковые навыки, целеустремленность, уникальность, обучение за рубежом – все это способствовало лучшему моему выступлению на сцене.

Эдвину Мартону скучно ходить по накатанной колее. Он всегда хотел попробовать то, что никто никогда не делал прежде. Эдвину мало было стать просто отличным музыкантом и композитором, он смикшировал музыку со спортом. Апогеем, конечно, стало беспрецедентное выступление Эдвина и Евгения Плющенко на закрытии Олимпиады. В тандеме скрипача и фигуриста родилось немало композиций.

– Эта музыка не только мой «ребенок», но и Евгения, он вместе со мной создавал ее. Женя показывал мне хореографию, ритм, а я претворял их в звуки. Это была трудная, но очень увлекательная коллаборация – пришлось делать по 30–40 вариаций, подгоняя под динамику программы Жени. Я очень горжусь этой работой. Во всяком случае, Евгений всегда говорил, что половина его спортивного золота принадлежит мне…

Под композиции Эдвина Мартона соревнуются не только фигуристы, но и гимнастки, спортсменки синхронного плавания и даже суровые кикбоксеры. Эдвину Мартону доверили написать и гимн для Международной федерации спортивной борьбы. В общем, не случайно он получил премию Sport Emmy Awards.

– Всегда интересно двигаться в новом направлении. Я уже давно сотрудничаю с венским оркестром как солист-скрипач, после первого же нашего совместного тура мы очень сильно сдружились. И однажды я понял, что мне хочется встать за дирижерский пульт. Это уникальный для меня экспириенс, когда ты своими движениями показываешь другим музыкантам, как играть – тревожно или лирично, допустим, – и вы вместе транслируете эту энергию в зал. Я думаю, мое призвание на этой планете – доставлять людям удовольствие. Мой девиз: «Любовь и бескорыстие». Каждый раз, выходя на сцену, я хочу, чтобы мои слушатели хотя бы на полтора-два часа забыли о своих проблемах и вместе со мной отправились в эмоциональное путешествие. Поэтому и на концерте 23 ноября вы услышите только лучшее. Собственно, программа так и называется – «Бест от классик». Будут и шедевры классики, будет и моя музыка – обязательно, Tosca Fantasy, композиции из нового альбома Мoon, сыграем танго для струнных. И все это в сочетании с визуальными эффектами и великолепной акустикой «Тинькофф Арены». Я уверен, это будет потрясающий вечер…

Однажды Эдвин написал композицию в честь Петербурга Peter Sanktus, премьера которой состоялась на набережной Невы и транслировалось прямо на створке разведенного моста. Как говорит музыкант, «это был очень специальный момент».

– Вы понимаете, как музыкант я много путешествую по миру. Учился в Нью-Йорке, одно время жил в Калифорнии, написал там альбом «Рок-симфония». Азия, Европа, обе Америки – везде был. Но вы знаете, Россия – это для меня особое место. Я 8 лет прожил в Москве, учился здесь музыке. Вместе с Женей Плющенко проехал по Сибири, Уралу. Был в Ростове, в Сочи. Так что я неплохо знаю вашу страну. И меня всегда поражала природа России. Мы с Женей часто передвигались на автобусе, и я мог часами смотреть в окно, поражаясь проносящимся мимо бесконечным полям, лесам. А Волга! Я романтик и часто беру инспирацию из природы. И когда я бываю в Петербурге, маст-хэв для меня (ведь я же Водолей) – прийти к Неве. Это сочетание воды с архитектурой меня завораживает. Петербург – один из самых моих любимых городов, и для меня всегда большая честь здесь выступать.

Екатерина Юрьева

Предыдущая статья

Земля-воздух news

Следующая статья

IV НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРНАЯ ПРЕМИЯ «ОНЕГИН»

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*