Общество

Город, которого не было?

27 января, в день снятия блокады Ленинграда, в Сети покажут фильм «Блокадный дневник». Но уже сейчас вокруг него выстроились кинобаррикады. С одной стороны, раздаются голоса, что режиссеру Андрею Зайцеву удалось воссоздать обстановку блокадного Ленинграда с тщательностью реставраторов Эрмитажа. Не случайно его «Блокадный дневник» получил Гран-при Московского международного кинофестиваля. С другой стороны, слышны возмущенные мнения, будто фильм снят по всем канонам картин про зомби и ходячих мертвецов. И что меньше всего город и его жители похожи в нем на самих себя. Журнал «На Невском» предоставил слово и создателям фильма, и его критикам.

Текст: Ирина Бармина

Уже трейлер «Блокадного дневника» вызвал бурю эмоций. В нем всего лишь один эпизод. Мужчина везет санки с хлебными кирпичиками для детского дома. Пытается перебраться через сугроб, но санки вместе с хлебом опрокидываются. Рядом в очереди за хлебом стоят обессиленные люди, и вот эта толпа медленно, а потом все быстрее приближается к мужчине, не обращая внимания на его сиплые отчаянные крики: «Это же для детей!»

Вода, мука и молитва – рецепт блокадного хлеба

Вода, мука и молитва – рецепт блокадного хлеба

На таких эпизодических историях и строится весь фильм «Блокадный дневник». Они сопровождают главную героиню Ольгу Берггольц во время ее путешествия-одиссеи к отцу из одного конца блокадного города в другой.

Галина Щерба, режиссер: «Блокаду в стиле зомби-апокалипсиса на Западе воспримут на ура»

–  Возмутило, что эпизод в трейлере решен в стиле зомби-апокалипсиса. Эта пластика актеров, это заунывное бормотание толпы: «Хлеб, хлеб». Толпа надвигается в традициях фильма ужасов. Хуже того – стилистика решена в черно-белом цвете, что приближает фильм к кинохронике. Исторической правды нет, есть масса несоответствий и натяжек. Орудия не замаскированы. Стоят ужасные морозы, а немцы прыгают в фуражечках, веселые и здоровые. И носы у них не отваливаются.

Очень странный Ленинград, какой-то условный город. Режиссер жонглирует образами. Есть берег живых, откуда ведут обстрел немцы, Нева (река Стикс) и мир мертвых (осажденный Ленинград). Героиня по модели Данте проходит все 9 кругов ада. Поставив на умирающий город ярлык «ад», ты транслируешь идею, что в городе нет героев, нет невинных душ, нет светлых людей. Ставишь крест на всю историю блокадного Ленинграда. Однозначно, фильм на Западе воспримут на ура. И не дай бог его номинируют на «Оскар», все предпосылки к этому есть.

Ольга Озоллапиня, исполнительница главной роли: «Это невозможно оценивать»

– Мне эта роль далась непросто, и такой работы у меня больше никогда в жизни не будет. Не знают, как вся съемочная бригада восстанавливала здоровье после этих съемок. И как после всего этого человек вообще может захотеть дальше жить. Когда я потом попала в обычную свою жизнь, мне потребовалось время, чтобы опять захотеть ходить, есть, дышать.

В основе фильма – книга Ольги Берггольц

В основе фильма – книга Ольги Берггольц

У меня не было желания идти на кинофестиваль, что-то доказывать. Я сказала режиссеру: давай положим фильм на полку, это невозможно оценивать. Все наши проблемы по сравнению с этим – просто шелуха у лука.

Баир Иринчеев, военный писатель: «Получился дешевый трэшовый триллер»

– Режиссер заявляет: все, что вы здесь видите, есть в дневниках и в повести Ольги Берггольц «Дневные звезды». Категорически рекомендую прочесть. Часть вещей я не нашел ни в «Звездах», ни в дневниках. У них получился роуд-муви, дешевый трэшовый триллер, где ленинградцы показаны в стилистике зомби-фильмов. Очевидно, такая задача была у режиссера – показать все отрицательное, что было в блокадном Ленинграде.

Вот самый первый кадр фильма: белый снег, на который мочится немец и выводит таким образом свастику. Это показывается примерно две минуты. Зачем? Я, честно говоря, не понял.

Ирина Павлова, художественный руководитель российских программ ММКФ: «Зритель получил нормальный удар электрошокером»

– Я росла среди блокадников, это были специфические люди. На многие вопросы отвечали: «А про это ты и не поймешь». Из последних сил не хотела смотреть «Блокадный дневник», думала, что будет какой-то кукольный театр. Была уверена, что у людей сегодняшнего поколения нет какой-то части важного оборудования внутри, которое заставляет сострадать. Но мне пришлось посмотреть этот фильм по сфере деятельности. Меня он победил.

«Уже страданьям нашим не найти ни меры, ни названья, ни сравненья…»

«Уже страданьям нашим не найти ни меры, ни названья, ни сравненья…»

Зрителей закормили эмоциями, заранее принятыми решениями. Сегодня это такой стиль кинематографа. А тут зритель получил нормальный удар электрошокером. Он не обрадовался, но поблагодарил. Лекарство всегда горькое.

Андрей Зайцев, режиссер «Блокадного дневника»:  «У меня ответственность только перед блокадниками»

– Для нас «блокада Ленинграда» привычное словосочетание. У европейских коллег видел недоумение: «Блокада… а это что?» Для молодого поколения она превращается в фантастику.

Ольга Озоллапиня – не совсем правильная актриса, она играет не техникой, она все проживает. У нас было более 80 съемочных дней, и каждый день она погружалась в состояние, когда сил жить больше нет и ты должен умереть. Как она это делала, я не знаю. По нынешним временам это актерский подвиг.

Съемки проходили в Подмосковье. Интерьеры снимали в питерских расселенных домах, которые сами пережили блокаду. Невский проспект создавали с помощью компьютерной графики. Мне хотелось дать высказаться блокадникам, их словесные образы сделать визуальными. Одна блокадница пишет: «Город похож на замерзшее подводное царство, он завален снегом, провода покрыты толстым слоем льда. Тишина, ни собак, ни птиц, ни кошек, только твои шаги эхом отражались». Мы визуализировали этот образ. У меня ответственность только перед блокадниками и ни перед кем другим.

Блокада снята! Блокадный дневник

Блокада снята!

Уровень дискуссий, к сожалению, начинается с проклятий. Для меня этот фильм удача. Многие снимают 50 процентов от задуманного, а потом режиссер словами объясняет, что же он хотел на самом деле сказать. Мы что хотели снять, то и сняли. Четыре года находились на территории смерти, сложно было потом вернуться на территорию жизни. Последствия пандемии по сравнению с блокадой – это детский сад, нам только пальчиком пригрозили».

Без скобок и многоточий

Андрей Зайцев – выпускник журфака МГУ и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Картины на военную тему снимает давно, имеет множество наград. Превосходно владеет и литературным словом, и сценическим языком.

Судя по информации из Интернета, на фильм «Блокадный дневник» выделено 65 миллионов рублей, и только 5 миллионов киностудия вернет с прокатных денег, все остальное – за счет государства. Съемки продолжались 4 года. Журнал «На Невском» узнал, что планируются показы в Польше, Франции, США. С 27 января – на российских онлайн-платформах.

Вручение Гран-при на Московском кинофестивале. Блокадный дневник

Вручение Гран-при на Московском кинофестивале

Как воспримут этот фильм блокадники? Будут ли вообще его смотреть? И может ли современное кино по-настоящему правдиво и пронзительно отразить все ужасы блокады и подвиг ленинградцев? Без скобок и многоточий.

Предыдущая статья

Не просто Космос

Следующая статья

Новый повод для смеха – любовный треугольник