Город, которого не было?
27 января, в день снятия блокады Ленинграда, в Сети покажут фильм «Блокадный дневник». Но уже сейчас вокруг него выстроились кинобаррикады. С одной стороны, раздаются голоса, что режиссеру Андрею Зайцеву удалось воссоздать обстановку блокадного Ленинграда с тщательностью реставраторов Эрмитажа. Не случайно его «Блокадный дневник» получил Гран-при Московского международного кинофестиваля. С другой стороны, слышны возмущенные мнения, будто фильм снят по всем канонам картин про зомби и ходячих мертвецов. И что меньше всего город и его жители похожи в нем на самих себя. Журнал «На Невском» предоставил слово и создателям фильма, и его критикам.
Текст: Ирина Бармина
Уже трейлер «Блокадного дневника» вызвал бурю эмоций. В нем всего лишь один эпизод. Мужчина везет санки с хлебными кирпичиками для детского дома. Пытается перебраться через сугроб, но санки вместе с хлебом опрокидываются. Рядом в очереди за хлебом стоят обессиленные люди, и вот эта толпа медленно, а потом все быстрее приближается к мужчине, не обращая внимания на его сиплые отчаянные крики: «Это же для детей!»
На таких эпизодических историях и строится весь фильм «Блокадный дневник». Они сопровождают главную героиню Ольгу Берггольц во время ее путешествия-одиссеи к отцу из одного конца блокадного города в другой.
Галина Щерба, режиссер: «Блокаду в стиле зомби-апокалипсиса на Западе воспримут на ура»
– Возмутило, что эпизод в трейлере решен в стиле зомби-апокалипсиса. Эта пластика актеров, это заунывное бормотание толпы: «Хлеб, хлеб». Толпа надвигается в традициях фильма ужасов. Хуже того – стилистика решена в черно-белом цвете, что приближает фильм к кинохронике. Исторической правды нет, есть масса несоответствий и натяжек. Орудия не замаскированы. Стоят ужасные морозы, а немцы прыгают в фуражечках, веселые и здоровые. И носы у них не отваливаются.
Очень странный Ленинград, какой-то условный город. Режиссер жонглирует образами. Есть берег живых, откуда ведут обстрел немцы, Нева (река Стикс) и мир мертвых (осажденный Ленинград). Героиня по модели Данте проходит все 9 кругов ада. Поставив на умирающий город ярлык «ад», ты транслируешь идею, что в городе нет героев, нет невинных душ, нет светлых людей. Ставишь крест на всю историю блокадного Ленинграда. Однозначно, фильм на Западе воспримут на ура. И не дай бог его номинируют на «Оскар», все предпосылки к этому есть.
Ольга Озоллапиня, исполнительница главной роли: «Это невозможно оценивать»
– Мне эта роль далась непросто, и такой работы у меня больше никогда в жизни не будет. Не знают, как вся съемочная бригада восстанавливала здоровье после этих съемок. И как после всего этого человек вообще может захотеть дальше жить. Когда я потом попала в обычную свою жизнь, мне потребовалось время, чтобы опять захотеть ходить, есть, дышать.
У меня не было желания идти на кинофестиваль, что-то доказывать. Я сказала режиссеру: давай положим фильм на полку, это невозможно оценивать. Все наши проблемы по сравнению с этим – просто шелуха у лука.
Баир Иринчеев, военный писатель: «Получился дешевый трэшовый триллер»
– Режиссер заявляет: все, что вы здесь видите, есть в дневниках и в повести Ольги Берггольц «Дневные звезды». Категорически рекомендую прочесть. Часть вещей я не нашел ни в «Звездах», ни в дневниках. У них получился роуд-муви, дешевый трэшовый триллер, где ленинградцы показаны в стилистике зомби-фильмов. Очевидно, такая задача была у режиссера – показать все отрицательное, что было в блокадном Ленинграде.
Вот самый первый кадр фильма: белый снег, на который мочится немец и выводит таким образом свастику. Это показывается примерно две минуты. Зачем? Я, честно говоря, не понял.
Ирина Павлова, художественный руководитель российских программ ММКФ: «Зритель получил нормальный удар электрошокером»
– Я росла среди блокадников, это были специфические люди. На многие вопросы отвечали: «А про это ты и не поймешь». Из последних сил не хотела смотреть «Блокадный дневник», думала, что будет какой-то кукольный театр. Была уверена, что у людей сегодняшнего поколения нет какой-то части важного оборудования внутри, которое заставляет сострадать. Но мне пришлось посмотреть этот фильм по сфере деятельности. Меня он победил.
Зрителей закормили эмоциями, заранее принятыми решениями. Сегодня это такой стиль кинематографа. А тут зритель получил нормальный удар электрошокером. Он не обрадовался, но поблагодарил. Лекарство всегда горькое.
Андрей Зайцев, режиссер «Блокадного дневника»: «У меня ответственность только перед блокадниками»
– Для нас «блокада Ленинграда» привычное словосочетание. У европейских коллег видел недоумение: «Блокада… а это что?» Для молодого поколения она превращается в фантастику.
Ольга Озоллапиня – не совсем правильная актриса, она играет не техникой, она все проживает. У нас было более 80 съемочных дней, и каждый день она погружалась в состояние, когда сил жить больше нет и ты должен умереть. Как она это делала, я не знаю. По нынешним временам это актерский подвиг.
Съемки проходили в Подмосковье. Интерьеры снимали в питерских расселенных домах, которые сами пережили блокаду. Невский проспект создавали с помощью компьютерной графики. Мне хотелось дать высказаться блокадникам, их словесные образы сделать визуальными. Одна блокадница пишет: «Город похож на замерзшее подводное царство, он завален снегом, провода покрыты толстым слоем льда. Тишина, ни собак, ни птиц, ни кошек, только твои шаги эхом отражались». Мы визуализировали этот образ. У меня ответственность только перед блокадниками и ни перед кем другим.
Уровень дискуссий, к сожалению, начинается с проклятий. Для меня этот фильм удача. Многие снимают 50 процентов от задуманного, а потом режиссер словами объясняет, что же он хотел на самом деле сказать. Мы что хотели снять, то и сняли. Четыре года находились на территории смерти, сложно было потом вернуться на территорию жизни. Последствия пандемии по сравнению с блокадой – это детский сад, нам только пальчиком пригрозили».
Без скобок и многоточий
Андрей Зайцев – выпускник журфака МГУ и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Картины на военную тему снимает давно, имеет множество наград. Превосходно владеет и литературным словом, и сценическим языком.
Судя по информации из Интернета, на фильм «Блокадный дневник» выделено 65 миллионов рублей, и только 5 миллионов киностудия вернет с прокатных денег, все остальное – за счет государства. Съемки продолжались 4 года. Журнал «На Невском» узнал, что планируются показы в Польше, Франции, США. С 27 января – на российских онлайн-платформах.
Как воспримут этот фильм блокадники? Будут ли вообще его смотреть? И может ли современное кино по-настоящему правдиво и пронзительно отразить все ужасы блокады и подвиг ленинградцев? Без скобок и многоточий.