Бельведер от Ай Вэйвэя
Знаменитый дворцово-выставочный комплекс Бельведер в Вене этим летом преобразился под влиянием китайского художника Ай Вэйвэя.
Ай Вэйвэй разместил в Бельведере три масштабные композиции, которые наполнили это выдающееся произведение архитектуры новым смыслом: в сочетании с работами Густава Климта в постоянной экспозиции Бельведера объекты Ай Вэйвэя составляют этим летом один из самых значительных центров притяжения в Вене.
Первый проект – инсталляция «F. Лотос» в пруду перед дворцом Бельведер. Вторая композиция – «Круг животных», скульптуры по мотивам двенадцати знаков зодиака, которые украшали часы-фонтан в императорских садах Юань-минъ-юань в Пекине в XVIII веке. Третья инсталляция – настоящий китайский храм времен династии Мин (1368−1644), перевезенный Ай Вэйвээем из Китая по блокам. Он установлен в павильоне «Дом 21-го века».
Ай Вэйвэй – один из самых известных и влиятельных современных арт-деятелей в мире, его работы хранятся во всех крупных музеях мира, он художник, архитектор, куратор, критик. В апреле 2011 года его арестовали в аэропорту Пекина: китайские власти обвинили его в экономических преступлениях и запретили покидать не только страну, но и собственную квартиру. За его освобождение выступили самые известные представители мирового арт-сообщества, под петицией Музея Гуггенхайма поставили подписи более 200 000 человек. Через два с половиной месяца художника освободили.
Композиция «F. Лотос» в пруду Бельведера в Вене посвящена беженцам с Ближнего Востока. В воде плавает, как гигантский лотос, буква F, составленная из спасательных жилетов, принадлежавших беженцам. Буква состоит из 21 кольца, каждое кольцо сделано из пяти жилетов, соединенных между собой. Вэйвэй сам собирал эти жилеты на острове Лесбос. Монументальная инсталляция «Круг животных» также расположена перед дворцом Бельведер. Это 12 голов животных из зодиакальных созвездий. Когда Летний дворец в Пекине был разграблен в 1860 году, семь скульптур сохранились, еще пять художник восстановил по изображениям на гобеленах и гравюрах. Но все 12 работ, выставленных в Бельведере, – это копии исторических фигур, точнее, их художественные интерпретации. Огромные металлические головы насажены на шесты, как будто сами создания были обезглавлены. Деревянный храм эпохи Мин впервые покинул пределы Китая: он имеет высоту 14 м и состоит из почти полутора тысяч отдельных блоков. Это храм предков семьи торговцев чаем Wang, точнее, его главная часть. Во времена китайской культурной революции семья Wang была изгнана, храм приходил в запустение, Ай Вэйвэй его выкупил и сделал частью своего проекта.
Выставка работ Ай Вэйвэя продлится до 20 ноября в Вене.
Наталья Шкуренок