Эрмитаж посыпали пеплом истории
Чжан Хуань входит в тройку самых известных современных художников Китая. А попутно снискал славу мастера необычных перформансов. Чжан Хуань обмазывал себя медом в общественном туалете, ходил в костюме из сырого мяса задолго до Леди Гаги и лежал на ледяной глыбе в центре Нью-Йорка. Художник таким образом исследовал свое тело и проверял дух на прочность. А заодно – терпение представителей закона.
Текст: Роман Деренский
Может быть, эти перформансы кому-то покажутся нелепыми или забавными, но для буддиста Чжан Хуаня темы земного и сакрального очень важны и интересны. Он создает глобальные проекты на своей «фабрике искусств» в Шанхае – лепит монументальные лики Будды и Христа, рисует 40-метровые портреты и пишет шваброй на холстах. А сейчас вот и в Эрмитаж привез старинные китайские двери и картины из пепла. Да еще умудрился идейно связать их с шедеврами Эрмитажа.
Рембрандт на старых дверях
Выставка должна была открыться в мае, но из-за карантина открылась только в сентябре. Зато она стала первой ласточкой, которой удалось преодолеть кордоны изоляции в мире искусства.
Начнем с того, что экспозиция очень органично интегрирована в пространство Эрмитажа, основная часть работ создавалась именно и конкретно для этого музея.
Год назад Чжан Хуань специально посетил Петербург, чтобы осмотреться и подумать – как соединить Россию и Китай. Так возникла основная часть – серия «Мой Зимний дворец», где используются образы из шедевров коллекции Эрмитажа.
Работы выполнены на старинных деревянных воротах из китайских деревень. И это не просто двери, а символ китайской культуры, которой уже две тысячи лет. Ими пользовались, они молчаливые носители древних знаний.
Портрет длиной в 38 метров
Главной жемчужиной выставки считается 38-метровый групповой портрет членов коммунистической партии КНР. Основа для картины — реальное старому фото, которое художник увидел на местном блошином рынке. Чжан Хуань был очарован, он никогда не видел таких длинных снимков.
Работа написана пеплом от благовоний, который специально для его мастерской поставляли из нескольких буддистских храмов Китая. Затем сортировали по цветам: от самого светлого до почти коричневого. В такой же пепельной технике изображены Мао Цзэдун и Ленин.
По словам куратора выставки Дмитрия Озеркова, для китайцев пепел – особый материал: «В Китае по пеплу отсчитывали время. Палочка с благовониями горит определенное время: сколько пепла упало – столько времени прошло. Это первый момент. А второй – считалось, что черновики сочинений, которые писали ученые или монахи, нужно было уничтожить, сжигать в специальных печах, чтобы вернуть буквы их богу на небо. Чтобы бог в следующий раз опять дал человеку эти буквы. И это тоже пепел, который особым образом захоранивается».
Что миг? Лишь пепел
Выглядят пепельные картины красиво и необычно. Техника исполнения такова. Холст располагают горизонтально. Затем частицы пепла и обгоревшие кусочки бумаги закрепляют на поверхности при помощи специального газа. Кое-где можно четко разглядеть обрывки недогоревшей бумаги.
Смотришь на такие картины и понимаешь, что это все не про коммунизм и не про культ. Это про скоротечность времени, про то, что все проходит. Все равно что смотреть на костер – красиво, но ты ждешь того, что он погаснет, а пепел разлетится.
Любви посвящается
Серию под названием «Любовь» многие не замечают, впечатлившись почти 40-метровым портретом, расположенным по соседству. Главный цвет серии — красный. Красный акрил энергетически насыщен, передаёт кризисный драматически насыщенный сюжет. Художник посвятил картины людям, пострадавшим от коронавируса. Это самая свежая серия работ автора, которую он создал, находясь в эпицентре кошмара. И все же благодаря Чжан Хуаню к нам из Китая пришли не плохие новости, к нам в Эрмитаж пришла любовь.
Выставка «В пепле истории» будет открыта до 8 ноября. Билеты обязательно купите заранее и не забудьте про маску. Эрмитаж работает в режиме строгих ограничений, зато до девяти часов вечера. А прогуляться по Зимнему дворцу, когда за окнами уже темно, – это особенное, я бы сказал – царское удовольствие.