ИнтервьюКультура

Осторожно: вход человечеству запрещен!

«Отныне все будет иначе», – говорит главная героиня новой пьесы Евгения Водолазкина «Сестра четырех».  Уверен в этом и сам писатель. Человечество наелось глобализма. День открытых дверей решили отменить. Но почему именно сейчас? Ведь и раньше были пандемии и гибли люди. Однако человечество, не оглядываясь на потери, шло дальше. А тут вдруг все разом остановились и ужаснулись.

Текст и фото: Галина Сергеева

В деревню, в глушь, на карантин

Современный мир становится все более абсурдным. Не согласиться с этим утверждением может лишь счастливчик, не читающий новостей.

Одних странности мира выводят из себя, других веселят. Мудрость третьих – поймать мгновение за хвост, превратить его в сверкающую комету из слов, а затем запустить в людской космос. Для осмысления происходящего. Евгений Водолазкин, которого в России называют русским Умберто Эко, а в Америке  – русским Маркесом, входит как раз в их число.

Вместо того чтобы сетовать и стенать по поводу ограничений, связанных с пандемией, автор «Лавра» и «Авиатора» уехал на дачу в Белоостров и сел писать. По горячим следам, хватая факты прямо со сковородки, вплетая в повествование новости об огромном количестве заболевших. Есть люди неприспособленные для самоизоляции, для писателя это положение оказалось едва ли не самым комфортным. Так на удаленке появилась пьеса «Сестра четырех».

Время закрытых дверей

Сидя на даче, как и все мы, Евгений Германович  изучал происхождение вируса. Вездесущие журналисты нашли его и там, от количества интервью писатель в какой-то момент почувствовал себя главным инфекционистом России. «Вопреки своим установкам и правилам, – признается он, – я попытался откликнуться на горячую новость, которая еще не прошла, а свершается до сих пор. «Сестра четырех» – это попытка осмысления направления движения тектонических плит современности».

Евгений Водолазкин

Новая книга включает четыре драматургических произведения, написанных в разные годы. Сборник вышел в «Редакции Елены Шубиной» этой осенью. Заглавная пьеса рождалась на пике пандемии и была закончена в начале мая. Именно благодаря карантину в перенасыщенной жизни писателя появился просвет и время для работы.

Удивительно не то, что мы живем в эпоху пандемии, размышляет Водолазкин. Пандемии бывали и раньше. Удивительно то, что мир впервые закрылся. Не потому ли это случилось, что измученное глобализацией человечество было к этому готово, только ждало сигнала?

Сестра абсурда и четверо ненастоящих

На эти и другие вопросы пытаются ответить четыре пациента и медсестра инфекционной больницы имени Альбера Камю (отсыл к роману Камю «Чума»). Пациенты, как выясняется к последнему акту, почти все – не настоящие. Лишь развозчик пиццы более-менее реалистичен. У депутата липовое удостоверение, писатель уже 15 лет ничего не пишет, а доктор никогда ничего не заканчивал. У медсестры под кроватью и вовсе оказалась… коса. Но не будем разрушать интригу.

Апофеозом пьесы становится покаяние. Герои признают, что жили неправильно и пресно, нечестно, в конце концов. Но и это покаяние как будто не настоящее. Все живут так, словно смерти нет. Или, говоря словами медсестры, «помня о Смерти, нельзя жить так, как живете вы».

Мир настолько опошлился, резюмирует автор, что даже серьезные встряски не помогают. И в этом беда.

Пьесы, но не для театра

Драматургия как нельзя лучше подходит для описания нынешних событий. Пьеса динамична, насыщена современной разговорной речью. Она позволяет мгновенно поймать момент времени за хвост. Однако, по убеждению писателя, новый сборник пьес создан не для театра, а для чтения.

Режиссеры с ним не согласны, они довольно быстро разбирают все его «не театральные» произведения для различных постановок. Одна из лучших, по мнению Водолазкина, – спектакль «Лавр» на сцене петербургского театра «На Литейном». «И все же я меряю категориями прозы, – настаивает он. – Я попытался создать прозаическое сочинение на тему пандемии в слегка абсурдистском виде».

В каком же еще? Абсурда вокруг так много, что нет недостатка в материале. Знай записывай.

Что почитать? Евгений Водолазкин рекомендует

– У актера «Студии театрального искусства» Григория Служителя получилась отличная книжка под названием «Дни Савелия». Она стала ярким литературным дебютом 2018 года.

– Сильное впечатление произвела книга екатеринбургского историка Сергея Белякова «Весна народов». Взвешенная, умная. У этого же автора ранее вышли замечательные книги о Мазепе и Гумилёве.

– Открытие – Гузель Яхина. Ее роман «Зулейха открывает глаза» получился мощным.

– Почитайте «Поклонение волхвов» Сухбата Афлатуни (псевдоним Евгения Абдуллаева).

– Довольно интересная книга «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян.

– Еще рекомендую: повесть «Потерял слепой дуду» Александра Григоренко, «Лестницу Якова» Людмилы Улицкой, «Зимнюю дорогу» Леонида Юзефовича и «Есть вещи поважнее футбола» Дмитрия Данилова.

Предыдущая статья

Время возможностей: Петербург ждет громкое открытие нового Elite Gym

Следующая статья

«Хочу купить вашего мужа»