Блоги #NaNevskom

Загадочная история Адини

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Адини – это младшая дочь Николая I, великая княжна Александра Николаевна,
небесное создание хрупкого здоровья, добрая, музыкально одаренная, всеми любимая и оберегаемая, умершая рано в тяжелых родах. Писал этот портрет Карл Брюллов семь лет, и вот сейчас он выставлен в Русском музее в связи с раскрытием как бы тайны, с новой интерпретацией.
В 1837 году «Художественная газета» извещала просвещенную публику: «К. П. Брюллов занимался летом заготовлением этюдов для портретов ее импер. вел-ва государыни императрицы и их импер. высочеств Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны и другими работами». (Кстати, это оригинальный газетный текст с сокращениями «импер.», «вел-ва», совершенно немыслимая ситуация для современных медиа, даже интернет-ресурсов, типа домашние лингвистические вольности XIX века.) То есть великий Карл намеревался написать четыре портрета – императрицы и трех ее дочерей. По официальной версии все портреты находились в мастерской до самой его смерти. По мнению искусствоведов единственным, обладающим высокой степенью завершенности, был портрет Александры Николаевны. Он же – единственный из трех, о местонахождении которого было ничего неизвестно до недавнего времени.
Здесь надо отметить несколько обстоятельств. В 1833 году Брюллов выставил на международное обозрение свое эпохальное новаторское полотно «Последний день Помпеи», после чего голос славы зазвучал для него еще громче. Это был апогей русского романтизма – сильные страсти, необычные ситуации. При этом Брюллов оставался модным портретистом. В 1836 году по распоряжению Николая I он вернулся в Россию из Италии, где жил. Портрет Адини он начал писать, когда ей было всего двенадцать лет и закончил в год, когда она умерла девятнадцатилетней, то есть 1837 – 1844 годы. В 1950 году Брюллов вновь уехал в Италию по состоянию здоровья и через два года там умер.
Тут и возникают вопросы. Почему законченный портрет императорской дочери, любимой и умершей к тому же, еще восемь лет стоял в мастерской Брюллова вместо того, чтобы висеть в царских покоях? И восемь ли лет он там стоял? Скорей всего, шесть – поскольку пометка « у смирнова» говорит о том, что ее великий Карл сделал еще при жизни и, видимо, перед своим последним отъездом в Италию. Почему портрет императорской дочери был передан не императору, а Николаю Смирнову, мужу Александры Смирновой-Россет? Почему эта вполне прямое указание вызвало такую странную последующую атрибуцию картины, несмотря на несомненное сходство портретного изображения и оригинала и некоторые детали, а также (см. выше) однозначное сообщение «Художественной газеты» о намерениях художника? Атрибутирована эта работа была как портрет некой Ульяны М. Смирновой, и даже Смирновой-Россет. И почему, наконец, вся история длилась почти сто семьдесят лет?
Публике, помимо наслаждения творчеством гениального живописца, предлагается побыть и детективами-интеллектуалами, естественно, при желании. И в данном контексте все к одному, есть еще один замечательный образовательный бонус – путь из корпуса Бенуа в Михайловский замок к портрету Адини. Зритель идет в буквальном смысле слова через русское визуальное искусство XIX-XX веков.
Фарфоровая галерея – Тимур Новиков – Павел Филонов – Иван Пуни – Василий Кандинский – Казимир Малевич – Наталья Гончарова – Роберт Фальк – Петр Кончаловский – Аристарх Лентулов – Натан Альтман – Борис Григорьев – Юрий Анненков – Борис Кустодиев – Михаил Врубель – Валентин Серов – Виктор Борисов-Мусатов – Константин Сомов – Леон Бакст – Александр Бенуа – Александр Головин – Константин Коровин – Исаак Левитан – Василий Суриков – Виктор Васнецов.
И по ходу движения вдруг видишь некоторые вещи, которые раньше виделись по-другому. Например, что лакированный башмачок, выглядывающий из-под платья Ольги Орловой кисти Серова никак не меньше 38 размера, или вот что герои Петра Кончаловского пышут прямо даже каким-то испанским жаром.

Предыдущая статья

На Невском – 2100

Следующая статья

Off-line