Культура

Выставка «Жизнь после жизни»

Категория бессмертия как части нашего бытия во множественности и парадоксальности художественных образов демонстрируется в ЦВЗ «Манеж». Название экспозиции точнее некуда – «Жизнь после жизни».

Проект межмузейный, колоссальный, значимость темы реализована через значимые же произведения. 23 музея, более 300 работ (живопись, графика, скульптура, инсталляции, объекты), 130 петербургских художников за почти 300 лет.

Постер выставки – просто сияние в лучших романтических традициях русской живописи по теме. Между тем это фотография известной молодой медийной художницы Юлдус Бахтиозиной из другого проекта, которая приобрела в данном контексте новое звучание. Такие подмены и перестановки, а также коллаборация традиции и технологий, без сомнения, дают завораживающие эффекты. И все работы XXI века, представленные в «Манеже», созданы именно в этой тенденции. Жаль, их не так много, как хотелось бы, поскольку наиболее масштабно репрезентован XX век. Кстати, и неожиданно много очень хороших картин неизвестных русских мастеров XVII–XIX веков. Но из 2010–2018 гг. я бы отметила трех художников, в принципе, это звезды петербургской арт-сцены. Виталий Пушницкий, в том числе и художественный консультант проекта, что, безусловно, сделало уровень экспозиции таким высоким. Картины Пушницкого, давно исследующего взаимодействие академического искусства и научно-технического прогресса, в конечном итоге о бессмертии методом искусства.

Владимир Кустов, напротив, давно производит изыскания на тему смерти в ее научном прочтении, свойственном петербургской художественной группе некрореалистов. Ну типа черный юмор жизненного пути от начала до конца в материалистическом аспекте, а также серьезный средневековый подход в высокотехнологичном варианте. Hi-tech-надгробия с фонариками, в которых светятся души, становятся сентиментальными маяками кладбищ, удерживая жизнь памятью. А прозекторские голограммы так эстетизированы, что в своей неживой красоте вполне могут украшать интерьеры. Александр Шишкин-Хокусай волшебен как всегда. Но магия в мистическом пространстве иная, чем в нормальной сказке. Она такая, как в сказке про вампиров. Кровавые ручьи любви, или кровавые фонтаны Венеры Таврической, циркулируя, соединяют совершенно архаическое и совершенно медийное в бессмертии за счет смерти.

XX век представлен роскошно, благодаря чему процесс изменения сакрального сознания человека прошедшего столетия от религиозности к атеизму и агностицизму прозрачен и нагляден. XXI век продолжает визуализировать тему бессмертия, но лично мне на этой выставке не хватило исключительно современных проявлений художественной мысли в теме бессмертия. Мне не хватило девайсов и гаджетов, медиа и видео, сайт-специфического искусства, саунд-арта, стрит-арта и граффити. В общем, вполне возможна и даже напрашивается вторая часть проекта.

Марина Гончарова

Предыдущая статья

Премия современного искусства им. Курехина

Следующая статья

Супергерои 21 века: как интеллектуальные способности человека могут спасти мир