Культура

Премия современного искусства им. Курехина

Целый месяц, с 21 апреля по 20 мая в Центре Сергея Курехина на Лиговском, 73, будут представлены проекты, вошедшие в лонг-лист премии современного искусства им. Курехина. Семь десятков работ, отобранные из 1000 присланных на премию заявок, – это наиболее актуальный и объективный срез современной культуры. Мы отобрали свою пятерку хайлайтов.

«ЗАРНИЦА»

Екатерина Троепольская, Андрей Родионов, Юрий Квятковский, Алексей Наджаров.

Поэтический медиапроект театра «Мастерская Брусникина» и режиссера Юрия Квятковского – история альтернативного будущего, где советский патриотический квест разворачивается в новой реальности. Проекция будущего здесь не стремление вернуться к старому и не утопическая трактовка, а актуальное историческое высказывание. Трансформирующиеся декорации, высокотехнологические решения, эффектные световые инсталляции вкупе с модными музыкальными аранжировками – однажды увидев это, забыть невозможно.

«ЦЕЛЕНИЕ/SOTERIA»

Денис Патракеев.

Проект поэтических образов, где метаморфоз гораздо больше, чем привычной конкретики. Soteria – греческое слово, которое обозначает цельность. Название проекта принципиально важно и подсказывает направление мысли художника. Изобретенное Патракеевым слово «целение» обрамляет ту идею, к которой он обращается: два противоположных друг другу материала или скульптурных образа сливаются и образуют единую сущность, гармонию сфер. Свои наблюдения Патракеев фиксирует в тексте, опираясь на послание апостола Павла: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».

TRANSVERSE HYPERSPACE

Софа Скидан.

Вдохновляясь идеями Донны Харауэй, Юджина Такера, Тимоти Мортона и Рози Брайдотти, Софа Скидан пытается сконструировать лабораторию исследования новой телесности, стремящейся к стиранию границ между полами, отчуждению виртуального тела от его физического носителя. В своей масштабной работе она использует разные материалы и выстраивает из них странные, неестественные формы – в попытке представить мир как единство, в котором человек не играет доминирующей роли, а существует наряду с другими организмами и прочими акторами: осьминог здесь встает на один уровень с человеком.

«ЗНАЧИТ, НАШЕГО ПОЯВЛЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ ОЖИДАЛИ»

Хаим Сокол.

Название проекта заимствовано из важнейшего философского труда «О понятии истории» Вальтера Беньямина, в котором исторический материализм сочетается с иудейским мистицизмом. Философ, предчувствуя надвигающуюся катастрофу европейской цивилизации, пытается выстроить модель истории, избавленную от логики прогресса, однородности исторического времени. Хаим Сокол следует апокалиптической линии в работе с историей, в его инсталляции кораблик, изготовленный, как и прочие объекты, из «простых» и «обедненных» материалов, двигается в сторону суши, представленной в виде набора букв, из которых складывается фраза «Arbeit macht frei/Арбайтен махт фрай». Как известно фраза «Труд делает свободным» была лозунгом одного из нацистских концлагерей. В проекте Сокола тем не менее беньяминовская «земля» воспринимается буквально: инсталляция обращается к теме современных беженцев, ищущих нового начала. Но это не социалка. Ханна Арендт называла письмо Вальтера Беньямина «поэтическая мысль», и эта поэтическая мысль отличает то, что делает Хаим Сокол.

CONTENT AWARE STUDIES

Егор Крафт.

Этот проект – ироничное высказывание художника на актуальную тему нашей коллаборации с искусственным интеллектом. В поисках ответа на вопрос «Что же будет с нами, человечеством?» Крафт исследует остатки античной материальной культуры. Собранные три тысячи фрагментов разрушенных памятников сканируются нейросетью – таким образом автор пытается анализировать, как греки создали культуру, которая на протяжении многих сотен лет считалась каноном. Крафт исследует идеальные формы вместе с искусственным интеллектом и пытается их воссоздать при помощи 3D-принтера. C одной стороны, художник, кажется, наглядно демонстрирует, что искусственный интеллект неспособен понять эстетический принцип древних – в частности, зрители видят, как половина лица античного героя съезжает с оси и рассыпается. С другой стороны, мы понимаем, что эта машина уже существует на территории искусства. Ей потребовалось всего три тысячи фрагментов, но кто знает, возможно, изучив 100 000 фрагментов, машина создаст алгоритм для создания эстетически прекрасного, и даже больше – создаст собственные эстетические каноны? Интерес представляет не столько копия с античной маски, сколько та новая форма, которая в итоге рождается.

P. S. Лучшие работы 2018 года в области современного искусства по версии премии Сергея Курехина будут определены 21 апреля в Каменноостровском театре БДТ.

Валя Иванова

Предыдущая статья

Фестиваль «Арлекин»

Следующая статья

Выставка «Жизнь после жизни»