Блоги #NaNevskomКультура

Вокруг света

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Весной Михаилу Шемякину исполнилось 75 лет. Выставки его картин объехали земной шар вокруг – они были показаны в 75 городах мира. И об этом – экспозиция «Шемякин. География выставок» в Центре Шемякина в Петербурге.
Страсть к путешествиям была, конечно, заложена в него с детства, собственно, как во всех детей из семей профессиональных советских военных. Участие Шемякина в протестных художественных действиях содействовало ее укреплению традиционной для тех времен высылкой за границу под угрозой уголовного преследования. Кстати, первая его официальная выставка прошла в ленинградской психиатрической клинике в 1961 году, где таких, как он, пытались лечить от излишней креативности. (На вернисаж его привели в кальсонах, майке и тапочках, а публикой были молодые психиатры.)
С 1960-х годов Шемякин занимается исследованием мирового искусства всех времен. За создание этой грандиозной коллекции, ставшей основой для Института философии и психологии творчества, он получил пять докторских степеней разных престижных западных университетов. Его персональные выставки непременно отображают культуру той страны, где проводятся. Зато его знаменитый проект «Воображаемый музей Михаила Шемякина», созданный в США в 2000 году, абсолютно космополитичен.
Шемякин – художник, скульптор, театральный художник, куратор, исследователь, преподаватель, практически человек-легенда и публичная персона. Его изобразительный дар всегда выводит изображаемое в поле метафизики, каким бы реальным объект на самом деле не являлся. Он говорит о своем творчестве, что даже стили и техники (синтез которых всегда присутствует в его работах) есть герои драмы. «География выставок» – самая реалистичная из всех его экспозиций по причине того, что экспонируются исключительно материальные приметы времени и места – афиши, плакаты, билеты, газетные вырезки, каталоги, фотографии.
Впервые Михаила Шемякина я увидела, кажется, в 1996 году, в перестроечной России, уже не в Ленинграде, а в Санкт-Петербурге. Он выходил из Союза художников на Большую Морскую со своей женой Сарой де Кэй и несколькими коллегами. И все в этой группе были реальными, кроме него. Он же казался персонажем собственного творчества, преобразовавшем даже сугубо материальное пространство улицы вокруг себя в пространство сцены или картины, в котором ему явно было более комфортно.

Предыдущая статья

Продолжается регистрация на конкурс дизайн-проектов «Атмосфера-Profi»

Следующая статья

Открытый взгляд на танец