Русский музей: Василий Суриков и артефакты истории
Василий Суриков. Автопортрет
В Корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка Василия Сурикова, приуроченная к 175-летию художника. Более 120 живописных и графических работ представлены музеями Петербурга, Москвы, Красноярска, Музеем-усадьбой Сурикова, Московской духовной академией и Галереей Ильи Глазунова. Специально для посетителей всех возрастов организована мультимедийная интерактивная программа.
Текст: Наталья Шкуренок
Василий Суриков — Русский музей
Такой неизвестный известный художник
Картины Василия Сурикова все россияне знают со школьной скамьи – в учебниках отечественной истории и сегодня можно увидеть его «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка» или «Меншикова в Березове». Недаром он считается одним из главных мастеров исторической живописи конца XIX – начала XX века. Но, несмотря на такую известность, в полном объеме творческое наследие Сурикова знают разве что искусствоведы. Кстати, и персональными выставками знаменитый русский живописец не избалован: предыдущая состоялась в Москве лишь в 1937 году, то есть почти 90 лет назад.
Сцены из Римского карнавала. Василий Суриков
А сегодня в залах Корпуса Бенуа представлены практически все выдающиеся работы Сурикова. Некоторые из них выставляются впервые: например, религиозная живопись мастера. За одну из самых интересных работ на религиозную тему – «Милосердный самарянин» – Суриков получил золотую медаль Академии художеств. После окончания академии его как лучшего выпускника направили в Москву расписывать храм Христа Спасителя. В экспозиции можно увидеть эскизы этой росписи – именно их использовали при восстановлении храма.
Кроме того, посетители выставки познакомятся с рисунками и акварелями, созданными художником во время поездок за границу. А в центре последнего зала обнаружат генеалогическое древо семьи Суриковых-Кончаловских-Михалковых. Русскому музею на время выставки его передал Никита Сергеевич Михалков, которому художник приходится прадедом.
Из Сибири на машине времени
Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье потомственных казаков, пришедших с Дона в Сибирь вместе с войском Ермака. Он очень гордился своим происхождением и всегда подчеркивал, что в роду его все были казаками. В детстве он слышал множество историй о героическом прошлом своих предков, реальность же была совсем не такой героической: суровый климат, тяжелый быт, разбойники-душегубы на дорогах в глухой тайге, бои «стенка на стенку», которые часто заканчивались смертоубийством, публичные казни, посмотреть на которые сбегался весь город. Суриков потом писал в письмах: «Жестокая жизнь в Сибири была. Совсем XVII век».
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Василий Суриков
Фактически, отправляясь на учебу в петербургскую Академию художеств, Суриков совершил не только путешествие за тысячи верст, но и переезд, как на машине времени, из XVII века во вторую половину XIX, из допетровской Руси – в Российскую империю после освобождения крестьян от рабства. И всю свою творческую жизнь художник постоянно обращался к образам и мотивам «старины глубокой», в которой рос с детства. А еще из детства он вынес ощущение широты бескрайних сибирских просторов. И – свободы: «В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый», – часто говорил художник.
Угадай историю
С советских времен было принято считать Василия Сурикова мастером исторической живописи. Хотя еще художник Михаил Нестеров утверждал, что сами исторические темы для Сурикова – ярлык, а главное содержание его картин – окружающая жизнь, из которой он брал образы, характеры, детали быта. Об этом и сам Суриков говорил в беседах с Максимилианом Волошиным: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. А когда все точка в точку – противно даже».
«Боярыня Морозова». Василий Суриков
Главным для художника был дух истории, а не точность деталей, за что его еще при жизни часто критиковали. И правда: разве боярыня Морозова, которую на самом деле тайно отправили в ссылку, могла, как на картине, из открытых саней осенять толпу двуперстным знамением, вызывая у людей не только смех, но и сочувствие? Да и солдаты не могли бы скатываться с гор с примкнутыми штыками, как в «Переходе Суворова через Альпы». Не говоря уже о том, что Александр Меншиков, сосланный в Березово и собственноручно поставивший там дом, вряд ли срубил бы для своих детей тесную и темную, как погреб, избу, в которой ему самому трудно было бы выпрямиться во весь рост. Но для Сурикова важнее было создать образ, передать атмосферу, особенности характера, а не воспроизвести точные детали.
Не царское это дело
Еще одна отличительная особенность исторических картин Сурикова – центральными фигурами его сюжетов никогда не становились цари или императоры. В отличие от своих коллег-современников, Василий Иванович сделал героем своих полотен народ. Практически на всех его исторических полотнах главными персонажами становятся простые люди. Или – настоящие народные герои в окружении своих сторонников или товарищей по несчастью.
Открытие выставки на фоне «Степана Разина»
Специально к выставке мастера Русского музея отреставрировали самую большую картину Василия Сурикова – «Степан Разин». Это полотно художник создавал почти 20 лет: начал работу в 1887 году, а завершил в 1907-м. Сначала хотел изобразить на холсте сюжет известной песни о Степане Разине и персидской княжне – в этой роли ему позировала любимая жена. Но через год она умерла, и художник забросил работу над картиной. А когда вернулся к ней, то решил изменить композицию – теперь центральной фигурой стал сам Разин, сидящий в глубокой задумчивости в большой лодке. Некоторые коллеги-художники и знакомые искусствоведы отговаривали Сурикова: мол, Разин смутьян, бунтарь, он восставал против царской власти, не нужно делать его героем картины… Но для художника его «Степан Разин» стал настоящим воплощением мечты. Недаром в одном из писем брату он с гордостью сообщает: «Важно то, что я Степана написал! Это все».
Выставка продлится до 13 мая.
Фото автора и Русского музея
Куда пойти в Петербурге : по ссылке…