Тот самый Гутов
В галерее Navicula artis (Арт-центр «Пушкинская, 10») собралась толпа молодежи. Как всегда на лекциях Дмитрия Гутова о современном искусстве. Но здесь вообще-то не лекция, а вернисаж выставки «Дикарь XX века», но лекция тоже, хотя и спонтанно.
«Тот самый Гутов?» – спрашивает знакомая художница. Тот самый. Участник немыслимого количества выставок (сорок персональных) и коллективных проектов (сто семьдесят), в основном, на разных международных биеннале и триеннале. Родился, вырос и практическое художественное образование получил в Москве. Теорию искусства решил изучать в Петербурге, в Академии художеств, которую считает самым мракобесным учебным заведением мира: «очень хотелось приобщиться к этой классической правильной школе». Поле приложения усилий Гутова широкое – картины, рисунки, инсталляции, металлические объекты, видео, а также теоретические изыскания – эстетические взгляды Карла Маркса и наследие советского искусствоведа Михаила Лифшица.
(Кстати, про Маркса. Моя мама преподавала экономические дисциплины и часто говорила, что Маркс пишет хорошо, понятно и логично, а Ленин – плохо и запутанно. Для меня Маркс, Энгельс и Ленин – эта хрестоматийная троица – были примерно на одно лицо и одинаково неинтересны. Но слова мамы почему-то запомнились, и вот пожалуйста.)
Фундаментальный и протяженный во времени проект Гутова – «Институт Лифшица», созданный\открытый в 1994 году. По сути это общественное движение по изучению и пропаганде советского марксизма, в основном, 1930-х годов. Михаил Лифшиц – художник, философ, теоретик и историк культуры, прошедший путь от авангарда к реализму и отрицанию модернизма. При жизни было напечатано лишь несколько его книг, в том числе – «Кризис безобразия». Программная книга, в которой отрицание модернизма производится с глубочайшим знанием предмета. Редкие иллюстрации сделали издание практически настольной книгой каждого советского художника 1970-х, интересующегося современным искусством. Дмитрию Гутову книга попала в руки в очень раннем возрасте и поразила его воображение навсегда.
В экспозиции – обложки папок рукописей Лифшица (в архиве их около семисот), страницы из рукописей, фотографии. Это небольшая часть экспонатов, так как основное выставочное тело раскинулось по всем площадкам МСИ Garag (Москва). Цель экспонирования состоит в том, чтобы разбудить преимущественно в молодежной аудитории критическую мысль и заинтересовать фантастической судьбой Лифшица. А также реализовать в очередной раз личную амбивалентность подвижника-ренегата Гутова, который одновременно пребывает в современной и классической традициях.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Возражения пишите в комментариях или присылайте в редакцию ank@es.ru