Блоги #NaNevskomИскусство

Свобода все еще на баррикадах

Текст и фото: Марина Гончарова

Известный китайский скульптор, фотограф и перформер Лю Болин свою первую выставку в России открыл шесть лет назад в МАММ. Темой экспозиции был политический, социальный и идеологический протест. Вторая российская выставка художника в МСИ «Эрарта» продолжает линию социально-политической активности для достижения счастья и благополучия в земной жизни, такой тип поведения исторически присущ китайским гражданам со времен Конфуция. Но появились и новые тенденции – более формалистические и менее драматические. Один из лидеров китайского соц-арта двигается в сторону оп-арта и поп-арта, в сторону формы и частных человеческих ценностей.
Век соц-арта недолог. С момента свержения тирана и до момента, пока не иссякли и не забылись фундаментальные последствия тирании. То есть пока есть предмет для художественного стеба. Например, столпы русского (советского) соц-арта Комар и Меламид, Эрик Булатов теперь занимаются другими делами. Все-таки русской революции стукнуло сто лет. В КНР время аналогичного юбилея не пришло, да и государственное устройство не изменилось. Но экономическое чудо произошло. Правда, оно парадоксальным образом повлекло за собой серьезные проблемы. Недостаточная урбанизация и расслоение города и деревни, эпидемия (если можно так выразиться) рака в связи с плохой экологией, партийный контроль над искусством. Больше всего тревожит сейчас китайское общество расслоение на бедных и богатых без среднего класса.
В этих парадоксах и создает свои работы Лю Болин. Его социальная активность асоциальна – он прячется в разных проблемных или знаковых ландшафтах, становится анонимным, исчезает, выказывая недоверие окружающему миру, но привлекая внимание к вопросу. Процесс создания себя невидимого нескучный. Сначала боди-арт/камуфляж, затем перформанс, затем скульптура, затем фото. Техника оригинальная, не компьютерные эффекты, все честно, по-настоящему, вживую.
Пять лет назад Лю Болин распространил свою активность на интерьеры овощных лавок, мясных цехов, книжных магазинов, аптек, супермаркетов – незримый свидетель производства и потребления. И даже на картины – например, вписался в «Свободу на баррикадах» Эжена Делакруа, в Convergence Джексона Поллока, символа освобождения от политических, эстетических и моральных ценностей. Сейчас, для того чтобы потерять себя, он создает среду концептуально, повторяя один и тот же элемент, складывая из него оптическое поле и популярную конструкцию множественных изображений согласно идее.
В этом творчество Лю Болина перекликается с творчеством знаменитого японского художника Такаси Мураками, однако философия различна. Например, груды пластиковых игрушек у Мураками – это гик-район в Токио, а у Лю Болина – напоминание об ужасном пожаре на фабрике по производству игрушек. Японская культура имеет непрерывную традицию, китайская традиция была прервана культурной революцией вплоть до уничтожения большей части наследия. Мураками волнует настоящее и будущее как следствие ядерной катастрофы прошлого. Лю Болин стремится напомнить о том, что потеряно. В стремлении напомнить об ужасах правления Мао, когда погибли 30–55 миллионов человек, он прячется в голове «великого кормчего». Критикуя государство, он продвигает классические ценности страны – китайские фонарики, веера и драконов. Он прячется в Запретном городе (императорском дворце, открытом для публики меньше ста лет назад), в Великой китайской стене, привлекая внимание к истории и религии. Кстати, в многонациональном Китае сейчас на первое, сакральное место выдвинулся даосизм, за ним следует буддизм.
Особо напряженные отношения возникают у художника с красным цветом. С одной стороны, это цвет традиционной китайской палитры, с другой – цвет тирании режима Мао. Лю Болин прячется на фоне красных телефонных лондонских будок, одного из самых узнаваемых образов самой демократической страны мира, без радости, как чужой на этом празднике жизни. Лю Болин говорит, что красный цвет внес однообразие в сознание и бытие китайцев надолго. Многие из них до сих пор считают любые свои протесты безнадежными.
В прошлом году в Европейском доме фотографии открылась выставка Лю Болина Ghost stories, также он начал сотрудничество со знаменитым американским фотографом Энни Лейбовиц в рекламной фотографии. И это новый этап его творчества.

Предыдущая статья

Тур пианиста Фёдора Бирючева

Следующая статья

VII Фестиваль театральных школ Петербурга