БудущееГород и горожанеИнтервьюИскусствоКультураМестаПерсоны

Городская скульптура на Охте

Городская скульптура. Искусствовед Виктория Прокуратова у скульптуры «Дали созерцающий» в Малоохтинском парке

Некоторым петербуржцам современная городская скульптура непонятна и чужда. Но, к счастью, есть люди, которые хотят постичь ее новую образность, необычную эстетику, новаторские формы. Как раз для них специалист по библиотечно-выставочной и досуговой деятельности сектора краеведческих проектов библиотеки «Ржевская», искусствовед Виктория Прокуратова и водит свои эксклюзивные экскурсии по Охте, где скульптурные новации расцвели пышным цветом.

Текст: Светлана Мазур

Городская скульптура. Современная городская скульптура Охте к лицу

Каменные чужаки становятся своими

Они появились на Охте в начале десятых – каменные чужаки, не похожие на привычную петербургскую скульптуру. Сначала поодиночке расселились по разным улицам и дворам, а потом уже целыми компаниями украсили Малоохтинский парк и сад «Нева». Однако не все охтинцы были рады таким украшениям. В соцсетях появились посты с фотографиями этих скульптур и негативными комментариями. Мол, это не искусство, а непонятно что, и вообще лучше классики никто еще ничего не сделал. Такой негатив очень огорчал Викторию Прокуратову.

 

– Классика, конечно, хороша, но только в центре, где она гармонирует с исторической архитектурой. Наш район в архитектурном плане быстро развивается, и скульптура тут нужна уже тоже совсем другая. К современному зданию ставить статую как из Летнего сада – ну, это было бы странно. Все-таки в искусстве должно быть развитие, нужно идти дальше. А у нас еще люди, к сожалению, не привыкли к новым формам. К тому же современные городские скульптуры заставляют думать, а думать хотят не все.

– Вас они заставили думать на эту тему всерьез. Как это произошло?

– Городскими скульптурами я заинтересовалась в 2011 году. Начала искать о них информацию. Ничего не нашла. И тогда я стала искать контакта с их авторами. Все скульпторы оказались очень отзывчивыми. Они рассказали мне, как у них рождались каменные образы – от замысла до воплощения.

– Есть работы, которые вам особенно по душе?

– Конечно, есть. Мне, например, очень нравится гранитный Сальвадор Дали из Малоохтинского парка. Своеобразный, эксцентричный, необычный, с двойным смыслом в разных ракурсах. С одной стороны, мы видим быка: ведь Дали – это Испания, Испания – это коррида. А если подойти к скульптуре с другой стороны, то металлические бычьи рога превращаются в знаменитые усы художника – и можно увидеть лицо Дали, обращенное к небу. По замыслу автора, он созерцает вечность. Скульптура так и называется – «Дали созерцающий». Это работа Антонины Фатхуллиной. Она рассказала мне много чудесных историй про то, как создавала этот образ. Например, как обычный темно-серый гранит в процессе работы заменила декоративным: он называется гранатовый амфиболит, и у него очень красивый внутренний рисунок из вкраплений красного, белого и серого цветов.

– То есть живопись художника проступила сквозь гранит?

– Да. Антонина рассказала мне, что, когда увидела этот камень, сразу поняла: в нем живет Дали. И еще интересно, что у Дали глаза немножко по-разному обработаны: по идее, заложенной автором, один глаз впитывает окружающий мир, художник пропускает эту информацию через себя, а второй глаз уже видит будущие гениальные творения.

– Все-таки если внимательно приглядеться к Дали, можно что-то интересное и даже концептуальное для себя разглядеть и хотя бы немножко понять замысел автора. А есть скульптура, про которую самостоятельно почти никто ничего не поймет?

– Это, наверное, «Фламенко» Виктора Грачёва. Я, например, сначала ее совсем неправильно восприняла. У меня был такой этап в изучении охтинских скульптур, когда я  пыталась каждую анализировать самостоятельно, чтобы потом пойти к автору и спросить, правильно ли я его работу вижу. Так вот с «Фламенко» у меня как раз совсем не получилось. Я увидела в этой скульптуре руки танцующей женщины, но Виктор Грачёв меня разубедил совершенно, он сказал: не стоит здесь вообще видеть никакого конкретного образа, никакой фигуры, потому что это не фигуративная композиция – это пластическая абстракция, выражение танца в камне. Выразить танец в каменной абстракции – очень сложная задача, и тут тоже отлично сработал рисунок гранатового амфиболита: придал скульптуре нужную танцевальную динамику. Но посмотреть на эту работу и сделать такой вывод, я думаю, не каждый сможет.

Скульпторы рассказывают о своих работах

 Чтобы помочь всем желающим научиться понимать современную городскую скульптуру, Виктория как раз и водит свои эксклюзивные экскурсии по Охте.  Кстати, они совершенно бесплатные, проходят в сезон с апреля по октябрь, когда не очень холодно, а записаться на них можно в библиотеке «Ржевская», девиз которой – «Будущее рядом». Всю информацию об экскурсиях можно найти в группе проекта ЦБС Красногвардейского района под названием «От библиотеки до…» в «ВКонтакте».

А в библиотеке «Ржевская» сейчас открыта выставка «Вдохновленные Охтой», посвященная 50-летию Красногвардейского района. На ней представлены модели и копии скульптур, расположенных в зеленых зонах Охты.  Виктория организовала ее, чтобы рассказать историю появления этих работ и наладить диалог между их авторами и петербуржцами.

Городская скульптура. Современная городская скульптура Охте к лицу

Бронзовая копия гранитной скульптуры «Голубь Экзюпери» Тарасия Трошина на выставке «Вдохновленные Охтой» в библиотеке «Ржевская»

 – Действительно интересно – почему так много скульптур оказалось именно на Охте?

– Они были созданы в рамках симпозиумов по городской скульптуре, проходивших в Петербурге с 2010-го по 2014 год. Во время этих симпозиумов были организованы конкурсы, на которые  скульпторы представляли небольшие гипсовые модели. Конкурсы были очень серьезные и престижные, в жюри вошли чрезвычайно компетентные специалисты. Победители должны были сделать свои работы в натуральную величину и украсить ими зеленые зоны нашего города. И так случилось, что в результате этих симпозиумов в Красногвардейском районе появилось 24 работы – больше, чем в других. Наш район оказался самым отзывчивым к современному искусству. Причем у каждого симпозиума была своя тема. Например, 2011-й был Годом Италии и Испании в России – поэтому в Малоохтинском парке появились «Дали созерцающий», «Венеция», «Фламенко», «Италия обнаженная», «Итальянская матрона», «Любовники», Terra Italia и «Римская копия греческого оригинала», которую называют просто «Геркулес». А в 2013 году отмечалось 310-летие Петербурга – и в саду «Нева» расположились скульптуры, посвященные этому юбилею. В 2014 году в рамках симпозиума по теме «Балтийский образ» в сад «Нева» добавили скульптуру «Конькобежец» Виктора Александровича Гаврилова (Виктора Вотского).

– Такие симпозиумы у нас проходят постоянно?

– Нет, к сожалению, их проводили всего лишь в течение пяти лет. Очень жаль, что теперь не проводят, потому что во многих странах и российских городах это нормальная практика. Ведь симпозиум – это, по сути, обмен опытом мастеров.

– Значит, на вашей выставке в библиотеке собраны те самые конкурсные модели, которые скульпторы представляли на симпозиумах?

 – Да, именно они. Каждый скульптор отдал на выставку свою модель, которую посылал на конкурс. Некоторые модели, кстати, немножко отличаются от скульптур, которые были по ним созданы и теперь украшают Охту.

 – А как вы собираетесь наладить диалог между авторами скульптур и петербуржцами?

Выставленные экспонаты дополняют QR-коды на аудиоинтервью, в которых сами авторы рассказывают о своих работах.

– Можно каким-то одним словом определить стиль пластических новаций, представленных у вас на Охте?

– Я вот тоже, когда беседовала с их авторами, пыталась узнать, какой у них стиль, и сами авторы затруднялись ответить. Потому что форма, которую нашел каждый из них, – это что-то личное, индивидуальное. Как они говорят, назвать их творчество одним словом – это дело будущего и работа искусствоведов.

– Мимо каких работ нельзя пройти уже сейчас, не дожидаясь будущего? Что нужно непременно посмотреть?

– Посмотреть нужно всё. Все работы самобытные и интересные. Они совершенно разные, и в этом их прелесть. Но вы знаете, люди, которые в начале экскурсии бывают настроены достаточно скептически по отношению к современным городским скульптурам, в конце уже совершенно преображаются. Они познакомились с этими работами, узнали их историю, поняли, какой заключен в них смысл, поразмышляли – и уходят с большим багажом своих каких-то новых мыслей.

  • Ближайшая экскурсия «Зеленые зоны и парковая скульптура Малой Охты» состоится 2 сентября в 11:00. Записаться на нее можно будет уже с конца августа по телефону: 527 32 71.

 

  • Выставка «Вдохновленные Охтой» в библиотеке «Ржевская» продлится до 15 сентября. В экспозиции представлены работы Олега Жогина, Светланы Демидовой, Виктора Гаврилова (Виктора Вотского), Олега Жениленко, Виктора Грачёва, Сергея Борисова, Роберта Лотоша, Антонины Фатхуллиной, Тарасия Трошина, Дмитрия Андреева и Валентина Рещикова. Все они признанные мастера, их произведения находятся в лучших музеях страны и мира, а также в частных собраниях известных коллекционеров и деятелей искусства.

Куда пойти в Петербурге? Рекомендует журнал «НаНевском» : по ссылке…

Предыдущая статья

«Юнона и Авось» 24 августа в ДК Ленсовета

Следующая статья

Шоу-кабаре в Петербурге 10 и 24 сентября