Психея и Александра. Возвращение в Эрмитаж.
19 апреля в Эрмитаже устроили торжество по случаю завершения реставрации двух прекрасных скульптур. «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» и «Психея, лишившаяся чувств» вернулись в музейную экспозицию. Это замечательное событие навеяло мысли о женской красоте и ее спасении не только в искусстве.
Любимая жена Николая I
Императрица Александра Федоровна в юности была прусской принцессой Шарлоттой. Белой Розой называли ее за пленительное очарование. Будущий император Николай I влюбился в нее не на шутку, и она ответила ему взаимностью. Началась счастливая семейная жизнь. Неудивительно, что Николай желал запечатлеть красоту жены, в том числе и в скульптуре. Известный берлинский мастер Карл Фридрих Вихман выполнил его заказ, и прелестный скульптурный портрет Александры Федоровны воцарился в угловой гостиной императора. А когда во время пожара в Зимнем дворце он сгорел, Николай тут же заказал его копию. Воссоздал скульптуру уже русский мастер Дмитрий Савельев.
В 20-м веке скульптура вновь пострадала: в блокаду утратила пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы – короля и королевы Пруссии. Художники-реставраторы все утраченное восполнили, что-то почистили, что-то удалили, где-то подправили и укрепили. Словом, вернули былую красоту.
«Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» возвращается в музейную экспозицию
Кстати, красота самой императрицы долго не увядала. И все же после рождения семерых детей у нее пошатнулось здоровье, а это, как часто бывает, отразилось и на внешности, и на отношениях с мужем. Но «Александра Федоровна, сидящая в кресле» по-прежнему молода и хороша собой. Ниспадающее белое платье, стилизованное под античность, очень ей к лицу.
Душенька, лишившаяся чувств
Античность, как известно, была очень востребована в искусстве 19-го века. Вот и знаменитый итальянский скульптор Пьетро Тенерани обратился к мифу о Психее, рассказанной Апулеем в «Метаморфозах».
Пьетро Тенерани. «Психея, лишившаяся чувств»
Психея – в переводе с греческого «душа». Душенька по-русски. Была она абсолютно земной, но поразительно прекрасной. Ее внешности позавидовала даже сама богиня красоты Венера и очень ее невзлюбила. К тому же Венере не понравилось, что ее божественный сынок Амур полюбил эту земную девицу. В общем, она стала чинить влюбленным всяческие препятствия.
Амур и Психея – это такие Ромео и Джульетта античного мира. Страсти почти шекспировские. Особенно досталось девушке: Венера подвергла ее разнообразным испытаниям, одно другого круче. Последнее было таким: Психея должна была спуститься в подземный мир и принести оттуда сосуд с волшебной амброзией, которая делает женщин прекрасными. Но крышку при этом ни в коем случае не открывать. Девушка, конечно, не удержалась – открыла. И тут же в наказание лишилась чувств. В этот момент ее так грациозно и запечатлел Пьетро Тенерани.
Амур вернул возлюбленную к жизни поцелуем. А Юпитер приструнил Венеру, чтобы не мешала молодым, и дал Психее испить божественного напитка. Богиней она не стала, но сделалась бессмертной.
Это тоже эрмитажная Психея, но уже с Амуром. Работа Антонио Кановы
Ну а поврежденную временем «Психею, лишенную чувств» вернули к жизни реставраторы: очистили мрамор, где надо восстановили патину и с помощью современного камнезаменителя восстановили утраченный фрагмент пальца правой руки.
Забота о здоровье как элемент культуры
Красота двух скульптур была спасена при поддержке фармацевтической компании «Гедеон Рихтер». Той самой, что придумала и воплотила в жизнь социальный проект «Неделя женского здоровья». Вот уже несколько лет каждую третью неделю апреля женщин призывают позаботиться о своем здоровье и сходить к врачу. Не случайно возвращение знаменитых произведений искусства в Эрмитаж состоялось именно на этой неделе. Даже Михаил Пиотровский сказал в тот день не только об искусстве: «Эрмитаж – музей разнообразный, с самыми разными темами и направлениями. В нем много женщин – среди сотрудников и посетителей, на картинах и в скульптурах, поэтому мы всегда готовы говорить о заботе по отношению к женщине».
Женская красота – это тоже произведение, только не искусства, а природы. И она во многом зависит от здоровья. Ее, конечно, со временем можно и «подреставрировать». Но лучше с этим подождать.