Культура

Про войну, грех и одиночество…

Победителями питчингов Минкультуры стали почти шесть десятков кинопроектов. 39 авторских и экспериментальных лент, 12 фильмов от дебютантов и 8 детских картин. «В этом году очень много интересных проектов, все они хорошо презентованы, поэтому у экспертной комиссии был очень тяжелый выбор», – отметил глава Департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов.

Какие картины поддерживает государство? На круглом столе, который прошел на выборгском фестивале «Окно в Европу», кинематографисты жарко обсуждали насущную проблему: где взять деньги на кино. Попутно выяснилось, что большая часть фильмов, попавших в разные конкурсы фестиваля, были сняты не на государственные деньги. То ли Минкульт промахивается, то ли не совпадает во вкусах с отборщиками и зрителями, но​, так или иначе, каждый год киношники надеются, что уж их-то проект получит госсубсидию. Она, конечно, невелика, но в наших условиях рад любой копейке. Нынче отбор Минкульта прошли 59 кинопроектов из 120. Обо всех мы рассказать, разумеется, не можем, решили ограничиться одной пятой. Любопытно, что некоторые из них перекликаются. Итак, топ-10 картин, которые стоит ждать.

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. «Грех»

Правнук художника Василия Сурикова, внук художника Петра Кончаловского, Андрей Кончаловский работает над российско-итальянской картиной «Грех», посвященной Микеланджело. Но это не байопик, а материализация видения скульптора, создающего усыпальницу папы римского Юлия II, которая, по желанию понтифика, должна была превзойти все мавзолеи Древнего Рима. История, надо сказать, скандальная (хотя в судьбе Микеланджело много такого, о чем не преминул бы сделать программу Андрей Малахов, – чего стоит подозрение в убийстве натурщика). Мавзолей Юлию – проект многострадальный, а в итоге чуть не приведший скульптора к судебной тяжбе. В связи с этим понятен намек Кончаловского, который заметил: мол, только русские сегодня могут снять картину о Микеланджело, потому что мы находимся как раз в XV веке.

Валерия ГАЙ ГЕРМАНИКА. «Мысленный волк»

Еще совсем недавно была совершенно немыслима коллаборация эпатажной Гай Германики и Юрия Арабова, знаменитого своими сценариями к фильмам «Молох», «Телец», «Фауст» Сокурова, «Юрьев день» Серебренникова, «Орда» Прошкина. Но автор подростковой чернухи «Все умрут, а я останусь» и «Школы» сделала крутой вираж – она решила снять «околоправославное кино», по ее выражению. Название непростое – «Мысленный волк». Вообще, это образ, пришедший из молитвы Иоанна Златоуста, олицетворяющий то, что гложет нас изнутри: искушения, сомнения, страхи. Кто-то сражается со своим волком, кто-то кормит его. В центре сюжета – история отношений матери, экс-балерины, спрятавшейся от большого мира в маленькой деревне, и ее взрослой дочери. Поскольку автор Арабов, то бытовая драма превратилась в притчу об утерянной чистоте помыслов – главном условии гармонии человеческого существования. Отголоски религиозной темы найдут воплощение и в кинематографических приемах – режиссер видит источник вдохновения для колорита картины во фресках и иконописи. Героинь сыграют Ксения Раппопорт и Агния Кузнецова. Накал страстей гарантирован.

Наталья МЕЩАНИНОВА. «Сердце мира»

Эту картину снимает именитая питерская кинокомпания «СТВ», во главе которой Сергей Сельянов. Однажды автор сценария и режиссер будущей картины Наталья Мещанинова так презентовала свою семью: мама поет патриотические песни о России в церквах, тетя с суицидальными наклонностями, одна сестра – свидетель Иеговы, другая – помощник депутата, брат женат на даме старше его на 20 лет, племянник – благородный угонщик машин (не за ради денег, а за ради удовольствия покататься). После всего этого неудивительно, что она снимет историю про молодого ветеринара, который получает от животных ту нежность, которую не может получить от людей. Одним словом, это будет чувственная картина про семейные ценности. Кстати, Мещанинова – одна из создателей сериала «Школа» и автор сценария «Аритмии» Бориса Хлебникова, победившей в этом году на «Кинотавре». Ветеринара сыграет Степан Девонин, известный нам по «Шапито-шоу».

Иван БОЛОТНИКОВ. «Пальмира»

Петербургская студия «Пролайн-фильм» (на которой обычно снимает свои фильмы Сокуров) на этот раз возьмется рассказать непростую историю одного дагестанского врача, чья жена с детьми втайне бежит в Сирию. Отправной точкой сценария послужила реальная история жителя Дагестана. По словам продюсера картины Андрея Сигле, они не планируют касаться политической стороны вопроса: «Нам не важно, кто кого правильно или неправильно бомбит. Главное – гибнут люди. И нам хотелось показать то, как они справляются с той бедой, которая на них нахлынула. И не надо думать, что мы далеко и нас эта война не касается. Нет, мы все участники войны, объявленной нам нетерпимостью и слепым фанатизмом». За первую российско-сирийскую копродукцию взялся режиссер Иван Болотников, в фильмографии которого из крупных работ пока лишь картина про Хармса.

Игорь УГОЛЬНИКОВ. «Учености плоды»

Бывший Доктор Угол непредсказуем. Когда-то он дебютировал абсурдной комедией «Казус белли» с Виталием Соломиным в главной роли. Потом продюсировал громкий проект «Брестская крепость», затем снял спорный «Батальонъ», а теперь взялся за Пушкина. Вернее, так: история опять военная, реальная – про то, как в июле 1941 года в оккупированную Псковскую область, в музей-усадьбу Пушкина приехала читать лекции о поэте некая фрау-пушкинист. И совсем не с альтруистическими намерениями. В проекте про «наше все» снимется Сергей Безруков, но, слава богу, не в роли поэта. Рабочее название ленты – «Учености плоды».

Александр ГОРДОН. «Дядя Саша»

Проект от Александра Гордона не может не интриговать и не радовать. Как-то было обидно, что больше нет «Гордонкихотов», а все сплошь «Мужское/женское». Помнится, как-то он заметил: «Меня уже мало что восторгает и сильно радует, но вот режиссура еще как-то цепляет». Надо полагать, истосковавшись по интеллектуальному драйву, он и взялся снять кино про рефлексирующего интеллигента, которого на верный путь направляют духовные скрепы. Интеллигента, то бишь режиссера Авербуха, сыграет сам Гордон, ибо про себя, по сути, он и снимает кино. Очевидна отсылка к чеховскому «Дяде Ване». А может, и к феллиниевским «8½»? А может, у Гордона получится что-то наподобие бегбедеровских «99 франков». Впрочем, вряд ли. Бегбедер рискнул и потерял работу. Гордону это надо? Так что, наверное, будет сатира-лайт. Но все равно любопытно.

Юрий БЫКОВ. «Сторож»

Этот брутальный режиссер верен себе. Попытавшись вступить на территорию блокбастера («Время первых») и по требованию Бекмамбетова уступив кресло Дмитрию Киселеву, Быков возвращается к социальной драме под маской остросюжетного триллера. В героях у него были страдающий мент, излишне честный слесарь-сантехник общежития, теперь это одинокий, страдающий от депрессии 35-летний охранник богом забытого санатория, который помогает супружеской паре в бегах. А вообще, картина про искупление грехов. Быков признается, что прошлые фильмы он снял убежденным мизантропом, пытаясь убедить своих зрителей в безысходности нашего мира. Сейчас режиссер стал не то чтобы менее пессимистичным, но он решил, что все же в нашем мире есть место добру и справедливости. Посмотрим, что за кино получится у Быкова на этот раз, тем более что референсом своей картине режиссер неожиданно называет «Полеты во сне и наяву».

Гоша КУЦЕНКО. «Балканский рубеж»

Гоша Куценко поет, снимает кино как режиссер, теперь решил освоить продюсерское дело – взялся за политический экшен «Балканский рубеж». Это про героический марш-бросок летом 1999 года нашего батальона ВДВ в составе миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине с целью взять под контроль косовский аэропорт раньше натовского подразделения и освободить пленных сербов, предназначенных албанцами для продажи на органы. В свое время Куценко хотел снимать про боевые действия в Цхинвале, но туда его не пустили. Теперь свои патриотические воззрения он выскажет на основе балканского конфликта. «Да, кино с патриотической нотой. Нужно снимать такие фильмы, чтобы молодежь знала что-то кроме американского кино, – говорит Гоша. – Это картина о людях, которые верят, что наша страна не просто продержится на плаву, а, что бы внутри нее ни происходило, всегда будет высоко держать голову». В фильме будет не только игровая, но и документальная часть.

Александр ГАЛИБИН. «Сестренка»

Пару лет назад Александр Галибин дебютировал как кинорежиссер, затеяв снять «Золотую рыбку» – про непростое послевоенное детство где-то в Киргизии двух ленинградских мальчишек. В какой-то момент Галибина продюсеры отодвинули и сняли незатейливое детское кино. Хотя по некоторым планам ясно, что у фильма был потенциал стать чем-то большим. Теперь у Галибина появился второй шанс. И он снова взялся за историю ребенка. Шестилетняя девочка выживает во время бомбежки эшелона и попадает в киргизское село. Там ей приходится открывать для себя неведомый мир. Месседж фильма: «Мы все равны, – говорит Александр Галибин, – и в религии и в любви. Почему ребенок? Да потому что мы все вышли из детства, и ребенок для меня является самым главным предметом для размышления. Почему Киргизия? Да потому что, находясь там, понимаешь, что все мы потеряли. Мы – русские, киргизы, таджики, азербайджанцы, грузины, армяне. Мне хочется этой работой сделать такой объединяющий всех нас жест».

Борис АКОПОВ. «Бык»

Минкульт поддержал всего 12 дебютов (против полсотни в прошлом году). Один из них – «Бык», который по своему сценарию снимет Борис Акопов (бывший танцовщик Большого театра). В наш топ попал потому, что снимает его продюсерский центр «ВГИК-Дебют», порадовавший в этом году сентиментально-трешевым роуд-муви Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», получившим Гран-при в Карловых Варах (рекомендуем к просмотру). «Бык» про то, как выживали в лихие 1990‑е годы на периферии. Герои – молодые парни, которые почувствовали вкус денег. Референс – «Бригада», конечно же, «Криминальное чтиво» и для более продвинутых – «Рокко и его братья» с Аленом Делоном. В «Быке» криминальный бизнес (а как еще семью прокормить?), бандиты, убийство, месть. Автор будущего фильма обещает снять в стиле «правда-ирония-динамика-мода».

Предыдущая статья

«Строим Дом», выставка

Следующая статья

Телеканал «78»