Полет по тарифу
14 октября в Петербурге развернулось уникальное мобильное научное шоу Pop-Up Science. Сразу на семи площадках города научно-популярный журнал SciencePop и университет Политех устроили настоящий научный беспредел.
Беспредел – потому что все привычные рамки оказались стерты. Никаких парт, лабораторных стен и нудной диктовки. Организаторы в буквальном смысле выпустили науку из университетских стен, чтобы жители и гости города смогли познакомиться с новейшими открытиями, технологиями и научными тенденциями в легкой и увлекательной форме. Тематика локаций оказалась очень разнообразной: «транспорт», «химия», «еда», «робототехника и виртуальная реальность» и др. Посвящать гостей в тайны бытия и приоткрывать завесу будущего доверили ведущим ученым города. Так, например, на локации «транспорт» в буквальном смысле рулила команда Polytech Solar Team. Главный инженер команды Евгений Котов и преподаватель кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбПУ Семен Щур провели лекцию о транспорте будущего в… трамвае! Пока вагон двигался от Финляндского вокзала к Гостинке, участники путешествия успели узнать, почему люди до сих пор не летают на собственных авто и какие альтернативы ждут нас уже в ближайшем будущем.
Семейная утопия
Очевидно, что многое из предсказанного фантастами сбылось или сбывается сейчас. Однако главная мечта футуристов – индивидуальный автомобиль, способный не только ездить, но и летать, – до сих пор остается утопией. И дело не в отсутствии технологий, а в целом комплексе трудноразрешимых проблем. Как обеспечить город соответствующей взлетно-посадочной инфраструктурой? Встанет вопрос логистики и обучения управлению подобной техникой (то, что происходит нынче на дорогах, заставляет с ужасом думать: а что будет твориться в небе?!). Сомнения вызывает функционал летающего транспорта: одно дело поднять в воздух автокабину с одним или двумя посадочными местами, другое – просторный седан с вместительным багажником. К крыше летающей машины не удастся приладить доски или велосипед, и, само собой, ее не дополнишь прицепом. Так что говорить о летающем автомобиле как о реальной альтернативе обычному городскому и тем более семейному автомобилю не придется еще долго.
Летающее такси – уже реальность
Тем не менее, разработка амбициозных проектов в этой области идет полным ходом. Например, власти Дубая менее чем через 15 лет намерены перевести 25 % городского транспорта на «автопилот». Совсем скоро здесь должны появиться и летающие беспилотные такси (уже ведутся тест-драйвы). Сообщается, что инновационные модели смогут перемещать двоих пассажиров со скоростью до 150 км в час (правда, пока только на протяжении получаса, после модели потребуется подзарядка). При этом на «городском авиарынке» уже сейчас ощущается нешуточная конкуренция: разработки в области летающих авто ведут сразу несколько крупных компаний, эксперты одной обещают разработать собственный концепт уже к 2020 году. А компания Ehang еще в прошлом году представила одноместный беспилотник на технологической ярмарке CES. Эта альтернатива такси управляется через приложение, способна летать на высоте 200 метров и перевозить 100 кг груза на скорости 100 км в час. Впрочем, автономному беспилотнику прочат будущее не столько в службе такси, сколько в рядах экстренного медицинского транспорта.
Не менее любопытный концепт разрабатывает авиастроительный концерн Airbus. На автосалоне в Женеве компания показала проект летающего модульного электромобиля Pop.Up. Идея состоит в том, чтобы по необходимости подсоединять пассажирскую капсулу к колесам или к квадрокоптерам. Если прототип хорошо себя покажет, не исключено, что такие модели появятся в мегаполисах уже через 10 лет (вот только доступны будут, скорее всего, не частным владельцам, а компаниям).
Вакуумный поезд и автобус-портал
Внимание разработчиков приковано не только к личному, но и к общественному транспорту будущего. Существенно облегчить жизнь пассажирам и сэкономить их время обещает проект вакуумного поезда Hyper Loop, который еще в 2013 году озвучивал канадско-американский изобретатель и миллиардер Илон Рив Маск. Инженер исходил из идеи максимального удешевления системы, поэтому суть проекта свел к вакуумному поезду (идея пустить поезд по вакуумной трубе без сопротивления воздуха появилась еще 100 лет назад, но так и не была реализована). Илон, впрочем, предположил, что создание в трубе полного вакуума будет не слишком рентабельно, поэтому доработал идею и предложил использовать в системе форвакуум (1/1000 от атмосферного давления). Чтобы было понятно: если такой проект будет реализован, капсулы-вагоны смогут разгоняться в трубе до 1200 км в час, так что поездом из Питера в Москву можно будет добраться быстрее, чем на самолете. Рив Маск, кстати, разработал не только пассажирский вариант капсул, но и вагоны для пассажиров и грузов (так что перемещаться между мегаполисами будет удобно даже вместе с автомобилем).
В конце прошлого года в Китае случился скандал, связанный с разработкой еще одной оригинальной идеи – TEB-1, так называемого портального транспорта. Разработчики бросили свое детище после первых испытаний, не забыв прихватить выделенные им средства. Между тем сама мысль не так уж плоха: TEB-1 представлял собой автобус с оборудованной аркой в середине высотой 4,5 метра и колесами, расположенными по бокам на расстоянии 8 метров друг от друга. Так что если такой концепт-бас появится, он сможет двигаться над потоком общественного транспорта, пропуская под дном не только легковушки, но и грузовые машины.
Это далеко не полный перечень новинок, достижений и идей, от глобальных и утопических до вполне реалистических. Таких как колеса, которые уже буквально завтра станут делом обычным. Они будут способны распознавать дорожное покрытие и автоматически менять фактуру и свойства шин, дабы обеспечить оптимальное сцепление автомобиля с дорогой. Проза жизни, конечно, от такой новинки не захватывает дух, но стоит порадоваться, что комфорта на дороге будет куда больше.
Наталья Белая