Туризм

По местам дуэлей на велосипедах

Хотите весело и с пользой провести летние выходные – смело отправляетесь на велоэкскурсию! Этот вид активного и познавательного отдыха, уже давно популярный в Европе, наконец-то добрался и до Петербурга. Причем в Северной столице среди множества вариантов можно найти и те, которые предлагают совместить катание с ветерком не только с получением новых знаний, но и с новыми гастрономическими впечатлениями.

Например, в рамках Taste Project от Italy Group недавно состоялась велоэкскурсия «Дуэльный Петербург», включающая в себя бранч в ресторане Italy на Энгельса. В желающих прокатиться в жаркий летний выходной по местам легендарных дуэлей на ярких велосипедах Electra не было недостатка. Длинную колонну красочных экскурсантов, направляющихся в сторону первой остановки, обитатели ближайших домов провожали удивленными взглядами и вопросами, куда же движется группа на разноцветных велосипедах? А направлялась она в парк Сосновка, где в 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с Эрнестом де Барантом. Дуэль произошла из-за прекрасной дамы, дрались до первой крови на саблях (на этом настаивал де Барант), после чего стрелялись. В результате дуэли Лермонтов был легко ранен саблей, выстрелы обоих соперников закончились промахом, а поэт был отправлен на Кавказ.

Оказывается, рассвет дуэлей в России, пришедшийся на 19-й век, запоздал примерно на 200 лет. Тогда как в Европе дуэли особенно популярны были в 16-м веке. В Россию они пришли с модой на все западное, хоть и строго карались законом. Петр I запретил дуэли, их участников приговаривали к повешению. Причем даже погибших – их вешали вверх ногами. После каждой дуэли, о которой становилось известно, был суд, и к нему привлекались все участники, в том числе и секунданты. Европейцы называли русскую дуэль варварской, так как в России отдавали предпочтение не холодному, а огнестрельному оружию и стреляли не с 30 шагов, а с 14 или 16, а иногда даже с 6 шагов, «в упор», что означало практически неминуемую смерть.
Существовало множество разновидностей дуэлей: дуэль с барьерами, дуэль, когда только один из двух пистолетов был заряжен, когда участники становились на краю обрыва или когда стрелялись, повернувшись друг к другу спиной и положив пистолет на левое плечо. Стреляться могли только представители одного сословия. Чаще всего конфликты происходили из-за дам, но дама, за честь которой заступались, должна была обладать безукоризненной репутацией. Особенно часто стрелялись офицеры, существовала даже поговорка: «Гусар, не погибший на дуэли в 30 лет, не гусар, а дрянь».

Следующая остановка – Серебряный пруд, где участники экскурсии узнают о том, что в России процветали не только мужские, но и женские дуэли! Причем на Руси такие поединки существовали еще со Средних веков, правда, бились в них не на мечах, а мешками с песком или камнями. Могли быть и бои между мужчинами и женщинами – так часто решались семейные ссоры. Сохранились даже берестяные грамоты с их изображением. В 18-м и 19-м веках благородные дамы дрались уже только между собой. Женские дуэли отличались особой жестокостью и коварством – были случаи, когда дамы смазывали клинки ядом или подговаривали секундантов (тоже женщин) исподтишка выстрелить в свою соперницу.

В парке Лесотехнической академии стоит стела, посвященная еще одной известной дуэли – между членом тайного Северного общества Черновым и Новосельцевым, не выполнившим обещание жениться на его сестре. Секундантом на этой дуэли выступал Рылеев, оба ее участника погибли от полученных ранений, а проститься с погибшим Черновым пришло так много соратников, что власти посчитали траурную процессию массовыми беспорядками.

И последний пункт экскурсии – место, пожалуй, самой известной российской дуэли, детали которой большинству хорошо известны. Соперники стрелялись примерно с 16 шагов, Дантес, стрелявший первым, тяжело ранил Пушкина, но упавший поэт все равно произвел свой выстрел, слегка задев Дантеса. Мало кто знает, что почти столетие спустя, в 1909-м, на этом же самом месте произошла еще одна дуэль с участием поэтов Николая Гумилева и Максимилиана Волошина. Современники прозвали дуэль «комической» – оба участника на дуэль опоздали, Гумилев из-за сломавшейся кареты, а Волошин, умудрившись потерять в снегу калошу. Когда же дело все-таки дошло до стрельбы, Гумилев от сильного волнения промахнулся, а Волошин в знак примирения выстрелил в воздух. Но на долгие годы получил прозвище Вакс Калошин.

Мария Рогалёва

Предыдущая статья

XVI Международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир»

Следующая статья

Музыка нас связала