Блоги #NaNevskomИскусство

Пластическая масса XX – XXI

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Первопластмасса, или целлулоид, появилась еще в середине XIX века. Но скульпторы оценили возможности идеального траснформера только после Второй мировой. Война изменила мироощущение и миропонимание человечества, научила ценить жизнь и время, а также двинула вперед технический прогресс. Философия «делать долго и тяжело и сделать на века» (металл, камень, дерево) продолжала бытовать, но появилась и другая, которая фиксировала момент и место, здесь и сейчас, формировала образ настоящего, поглядывая в будущее. И различные пластические массы оказались для этого дела очень кстати.

В Мраморном дворце (Государственный Русский музей) открылась выставка достижений русских пластмассмейкеров XX – XXI веков, художников Москвы и Петербурга. Пластик, латекс, полимеры, акрил, пенопласт. От вполне архаичных монопластиковых объектов 1950-х годов вроде портрета Валентины Терешковой к сложным композициям с использованием света, голограмм, видео, дерева, металла. Генезис, конечно, впечатляет. Московские художники создают метафоры сегодняшнего дня, актуальные, узнаваемые, обсуждаемые. Петербург по обыкновению обходит настоящее стороной, скрещивая для своих аллегорий прошлое и будущее.

Имманентный пластмассам футуризм провоцирует создание футуристических образов. Богатая палитра материала, разнообразные фактуры, легкость (удельный вес), малая трудоемкость провоцируют развитие абстрактной скульптуры, развитие поп-арта. Иначе говоря, в пластмассовом контексте высокие технологии двигают современное искусство, в частности скульптуру, вперед. Новые материалы с бесконечными возможностями меняют художническое сознание, рождая в нем новые образы окружающей среды и далеких миров.

В принципе такие произведения вполне долговечны – они могут жить весь период распада пластической массы от 100 до 300 лет. Но вот интересно. Хрупкость пластика не сравнить даже с деревом, не говоря уже о металле или камне. Поэтому для его обработки требуется инструмент более острый и более прочный, чем для обработки металла. Но вот еще интереснее. Именно пластмассовые произведения, имитирующие мусорные пластиковые пятна в океане, ужасно опасные для морских обитателей, могли бы приковать взоры человечества к проблеме утилизации отходов пластической массы. Правда, лично я таких инсталляций пока не видела.

Предыдущая статья

Арт-объект в «Севкабель Порт» - открыт!

Следующая статья

Об эмоциональном интеллекте от Вании Маркович