ИскусствоНовостиПерсоныПетербургСобытия

Петр Первый на все времена

Петр Первый на все времена

Его 350-летие можно отметить красиво и даже высокохудожественно. Погулять по городу, который он придумал и в который был влюблен. Заглянуть в Михайловский замок, где выставлены картины, на которых он изображен. А потом дойти до Марсова поля – и очутиться на юбилее Петра, который праздновался в Петербурге 150 лет назад…

Петр Первый на все времена

Текст: Наталья Шкуренок

Портреты, аллегорические картины, гравюры, скульптуры, произведения прикладного искусства, на которых присутствует изображение первого российского императора, – все это можно увидеть на выставке «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре». Она открылась 7 июня в Михайловском замке.

Петр Первый на все времена

А.Н. Бенуа. Петр I на прогулке в Летнем саду. 1910. Бумага на холсте, гуашь, угольный карандаш. ГРМ

– Главная ее идея – показать, каким представляли себе Петра Первого и его дела мастера, не видевшие живого императора, – сказал Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея.

Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872.  Холст, масло. ГРМ

Специально к этой выставке отреставрировали одну из самых известных картин Ивана Айвазовского на исторический сюжет –  «Петр I при Красной Горке». И она по праву стала центральным экспонатом.

 

Айвазовскому вернули краски: флот императора спасен

Живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский в 1846 году создал серию  картин, посвященных морским битвам Северной войны. Одна из них – «Петр I при Красной Горке» –написана на основе исторических событий 1 мая 1710 года. Тогда император, спасая свои корабли от гибели во время бури, развел на берегу костер, ставший маяком. Флот был спасен, и вскоре Выборг сдался…

И.К. Айвазовский. Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим. 1846. Холст, масло. ГРМ

В коллекции Русского музея эта картина находится с 1929 года. Практически все это время ее можно было увидеть в музейных залах, ее постоянно отправляли на выставки в другие города и страны. Но при этом ни разу серьезно не реставрировали. Полотно неоднократно подновляли, делали заплатки на местах повреждений, и постепенно авторская живопись скрылась под темными слоями лака.

– Со временем масло, смола и лак потемнели настолько, что все холодные, прозрачные тона буквально исчезли, – рассказала Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации станковой масляной живописи. – Исчез контраст между темными тучами и яркими лучами заходящего солнца, все нюансы и оттенки ушли под фильтр темного лака. И только расчистка позволила увидеть настоящий авторский  колорит.

Картина серьезно «постарела» –  авторский холст стал хрупким и ломким, на живописном слое проявились разрывы. Первое, что пришлось сделать реставраторам, – сдублировать картину на новый холст. Затем они закрыли авторским грунтом, взятым с широких кромок полотна, разрывы в красочном слое. Большая часть времени ушла на удаление многочисленных слоев старого лака и тонировку.

А еще в процессе реставрации обнаружились разные интересные детали живописных приемов Айвазовского. Например, заостренные мазки краски. По мнению реставраторов, у художника, видимо, была своя особая кисточка, вырезанная уголками: он ею рисовал, скажем, тучу с дождем – и на полотне появлялись косые дождевые струи.

Но главное – картине «Петр I при Красной Горке» вернули былые краски. Заметнее стала гроза, появились яркие молнии и розовый цвет облаков, подсвеченных вечерним солнцем.

 

Марсово поле чудес: царский подарок

Петербург, конечно, не впервые устраивает юбилейные торжества в честь своего основателя. В 1872 году, например, красиво праздновал его 200-летие. Специально к этой дате  по указу Александра II художники-академики написали 30 масштабных пятиметровых полотен с изображениями основных деяний царя-реформатора в хронологическом порядке. Картины выставили на Марсовом поле – в палатках, стилизованных под деревенские избы.

И вот теперь, спустя 150 лет, решили реконструировать эту затею – устроить на Марсовом поле выставку «30 картин из жизни Петра Великого. 2022».

Реконструкция выставки на Марсовом поле. Фото Натальи Шкуренок

К сожалению, из 30 картин того времени сохранились только 14, они хранятся в Русском музее на валах в очень хрупком состоянии. Поэтому их представят в цифровом формате. А вот 16 пропавших картин на исторические сюжеты времен царствования Петра написали нынешние выпускники Академии художеств разных лет.

– Мы предложили принять участие в этой работе мастерам разных поколений – и заслуженным художникам, и недавним нашим выпускникам, – сказал ректор академии Семен Михайловский.

Эта необычная выставка откроется 9 июня. На одной из аллей Марсова поля установлены 33 павильона в русском стиле –наподобие тех, что стояли там в 1872-м. Каждый экспонат – и цифровой, и оригинальный – дополнен видеороликом на девяти языках в онлайн-формате. А благодаря VR-технологиям зрители смогут буквально погрузиться в петербургское прошлое и  увидеть Марсово поле таким, каким оно было в дни юбилейных торжеств 150-летней давности.

 

Важные и значимые события Санкт-Петербурга : по ссылке…

Предыдущая статья

Времена года. Классика Вивальди и Пьяццолла

Следующая статья

«Земляне» : возвращение легенды 2 июля