КультураНовостиТеатр

Оперы «Алеко» и «Иоланта» в одном спектакле

Оперы «Алеко» и «Иоланта». Объединить две оперы в один спектакль – идея спонтанная и гениальная. Это начало дружбы двух великих композиторов. Оперный спектакль возвращается на петербургскую сцену в обновленном виде. Премьера 9 ноября в исполнении артистов Музыкального  театра им. Ф. И. Шаляпина.

Оперы «Алеко» и «Иоланта». Легенды возвращаются

Две личности – две партитуры

Сергею Рахманинову было 19, когда к нему подошел великий Чайковский и предложил молодому композитору исполнить их произведения вместе. Фабио Мастранджело – художественный руководитель Музыкального театра им. Ф.И.Шаляпина – предположил, как мог происходить этот разговор.

Чайковский: «Вы написали «Алеко» шедеврально. А давайте сыграем мою маленькую «Иоланту» с Вашим великим «Алеко?» Конечно, Рахманинов согласился. Есть версия, что от изумления у него даже не хватило сил ответить, он лишь кивнул. Ситуация нестандартная и по тем временам, и по нынешним. Общепризнанный гений без стеснения предложил сотрудничество неизвестному молодому композитору. А в будущем, возможно, и конкуренту. Да еще и восторгался его талантом. Но так было, и легендарный оперный дуэт состоялся. Сегодня он возвращается на сцену Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Премьера спектакля – 9 ноября в Эрмитажном театре. В преддверии премьеры творческая команда рассказала об оригинальности этой постановки.

Опера плюс Цифра

Станислав Парфенов (режиссер-постановщик) давно работает с цифровым пространством. Естественно, ему хотелось внедрить его и в этот оперный спектакль. Судя по костюмам, классика пока победила. Опера – шикарный жанр, но очень старая форма искусства. Артисты как могут стараются его осовременить: и поют на сцене, и танцуют. Российские певцы могут вообще все, они самые талантливые и знают только одно направление – вперед. Вот если бы им на помощь пришла цифра – тогда опера заблистала бы новыми красками. Но пока технологии еще на таком уровне, что зритель говорит им – «Не верю!» И все же зрителей на сцене ждут сюрпризы. По крайней мере появится еще один персонаж, который Чайковский с Рахманиновым даже предположить не могли.

Если бы у Баха была Yamaha

У Фабио Мастранджело, кстати, твердая позиция по поводу искусственного интеллекта. По его мнению, и Моцарт с Бахом были бы только «за».

Фабио Мастранджело: «Звучание инструментов всегда связано с прогрессом. Звук стал лучше, когда струны на скрипке и виолончели стали металлическими. Кто-нибудь знает, как звучали исторические инструменты во времена Баха и Генделя? Никто. Мы никогда не узнаем, как звучала музыка Баха во времена Баха. Если, конечно, не появится машина времени.

Изучая личность Баха, я могу точно сказать – это был человек заинтересованный в развитии. Когда он писал для клавира (то есть для инструмента с клавиатурой) он всегда предусматривал исполнение и на органе, и на клавесине. То есть думал, что музыка может звучать и так, и так: и грандиозно, и камерно. И я понял, что зря меня в консерватории заставляли играть Баха только на рояле. Уверен, если бы Бах знал, что существует цифровое пианино Yamaha, он был бы только «за».  Или вот Моцарт. В одном письме он пишет отцу о том, что придумали педали для фортепьяно. И ему это так нравится, что он все время теперь их использует.»

При жизни Чайковского критики не сильно жаловали «Иоланту». На вопрос:  «Почему творческая команда именно сейчас выбрала этот оперный спектакль?» Станислав Парфенов ответил так: «Всем людям: и режиссерам, и зрителям захотелось светлого. Сегодня зритель приходит в театр минимально пострадать, он хочет получить позитивные эмоции. И опера «Иоланта» отвечает этому запросу.» Хотя, как пошутил режиссер, была идея подбавить драмы и убить в конце Иоланту. Но от этого отказались. И правильно сделали.

Оперы «Алеко» и «Иоланта» в одином спектакле, премьера
9 ноября в исполнении артистов Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина.

Предыдущая статья

Юбилей двух наводнений и «Медный всадник» Пушкина                                 

Следующая статья

«Площадка на Грибоедова» Куда уехал театр?