Новейшая русская поэзия: бронзовый век
Поэзия действительно стала напоминать спорт. Состязания стихотворцев той или иной степени масштабности проходят в культурной столице довольно часто, при этом нередко случается, что в таких слэмах участвуют по несколько десятков конкурсантов. Победителю назначается вполне ощутимый денежный приз, фонд которого собирают сами участники слэмов. К примеру, в конкурсе «Поэзия масс», где соревновались в декламации и читке соответственно поэты и рэперы, призовой фонд составил 16 000 рублей. Премии достались лучшим, по мнению жюри: юной дебютантке Веронике Хант и рэперу-позитивисту Malevko.
Я был свидетелем тому, как автор целых восьми книг Стефания Данилова, получившая на балл меньше финалистки, закатила в фойе клуба бурную и экспрессивную истерику. Остроты этой драме добавляет то, что этот самый балл не дал Стефании именно тот член жюри, который ранее был ее бойфрендом, – поэт Андрей Кузнецов, он же Арчет. Впрочем, упомянутые молодые люди по примеру поп-звезд неоднократно использовали свои отношения для личного пиара. Например, накануне, в первый день апреля, они объявили о своем воссоединении и помолвке.
Надо отметить, что это вполне рентабельный промоутерский бизнес. Когда владельцам клубов, баров и антикафе предлагают провести поэтический вечер, те без особых раздумий соглашаются, понимая: люди придут, выручка будет. Та же «Поэзия масс» проходила в совершенно далеком от стихотворной темы клубе для байкеров.
По заверениям Дмитрия Брыксенкова – одного из организаторов шоу «Поэт», в рамках которого и состоялся вышеупомянутый конкурс, – замысел этого предприятия состоит в том, чтобы популяризировать декламаторские выступления, придав им статус массового явления. В пример он приводит эпоху шестидесятников, когда людскими умами владели Вознесенский, Евтушенко и Рождественский, собирая на свои выступления полные залы домов культуры. Однако тогда поэтам с трепетом внимали сознательный пролетариат и научная интеллигенция. Теперь же обыкновенно сами поэты слушают друг друга, и то в пол-уха, и поддержать их приходят особо верные и терпеливые друзья.
Современная русская поэзия и ее виды
В мире современной поэзии, как и в любой сфере шоу-бизнеса, имеются свои попса, элита, мейнстрим и андеграунд. Авторитетные представители каждого из течений имеют высокие пункты рейтинга, внимание поклонников и даже получают за свою поэтическую деятельность кое-какие деньги, проводя подобные мероприятия, участвуя в вирусной рекламе, а то и издавая книги.
Например, члены ОПГ «Подельники» Иван Пинженин и Рома Гонза активно гастролируют по всей России, собирают местных поэтов и публику в клубах, дают интервью на региональных телеканалах – в общем, работают чесом. Суть подобной деятельности, впрочем, более миссионерская, нежели коммерческая. Аналогичным образом ведет свою работу сообщество ЛитЧе – его основатели Павел Крузенштерн и Антон Володин популяризируют публичную поэзию по всем городам и весям.
Элитарные поэты водят знакомства с именитыми деятелями искусств, получают премии с красивыми названиями и возлагают на себя надежды возродить величие русского слова. Впрочем, в основном своей деятельностью они избирают обычную работу – малый и средний бизнес, интеллектуальный и творческий труд в гуманитарной и технической сферах. Многим из них вполне удается быть адекватными людьми и писать действительно неплохие стихи.
Мероприятия элитного сегмента поэтического шоу-бизнеса Петербурга тоже случаются массовыми и проходят в изысканных и статусных заведениях, причисляемых к авангардным. Их организаторы проводят жесткий отбор участников, где основным параметром ценза являются высокий художественный вкус и грамотность. В данной категории выделяются социальной активностью сообщества «Болт» (Кирилл Котриков, Артем Кулагин, Ирина Волынская и др.) и те же «Подельники».
Впрочем, и тут находятся странные личности – эпатажники и эстетические террористы. Скажем, автор Илья Семенов очень любит угрюмо и монотонно рассказывать тяжеловесным верлибром об абсолютно банальных, но близких народу вещах. К примеру, о содержимом холодильника, открытого в раздумье среди ночи, или в деталях о каждой из нескольких бутылок пива, которые он накануне выпил.
Тем не менее на поэтические вечера, организуемые такими сообществами, публика нередко приходит уже из подлинного интереса и даже платит за входные билеты.
Скандальные поэты
Не обходится в поэтическом шоу-бизнесе и без скандалов. Высокие моральные принципы, как водится, присущие поэтам, заставляют их не только писать стихи и провоцировать публику эпатажными выходками, но и противостоять друг другу в идейном смысле. К примеру, одно из мероприятий сообщества «Болт» в самый разгар выступления очередного участника было грубо прервано членами маргинально-андеграундного художественного объединения «Богема» (Дима Франческа, Максим Матвеев и др.). Одетые в балаклавы, они ворвались в помещение клуба, с пафосным вызовом выкрикивая стихи в мегафон, а у кого-то из участников акции в руках даже был пистолет, очень похожий на настоящий. Терпеливо выслушав грозное послание, ведущий мероприятия Артем Кулагин сперва предуведомил, что он является официально признанным поэтом, награжденным почти государственными премиями, а потому имеет право критиковать, и только после заявил, что, по его мнению, прозвучавшие сейчас из раструба мегафона стихи – ничто. А самим участникам провокации было рекомендовано удалиться: «А то сейчас по шее получите!»
Тем временем романтического склада молодежь и студенчество набиваются в антикафе и пересказывают друг другу свои не всегда стройные и гладко зарифмованные нравственные открытия – о том, что следует быть честными, порядочными, трезвыми и не унывать. Здесь поэты попивают чаек, макая в него печеньки, и наслаждаются желанным обществом друг друга. Тут тоже есть свои звезды и организаторы-пассионарии (Джамиль Нилов, Дима Спасатель).
Расцвет русской поэзии в настоящее время, по-видимому, все же действительно имеет место быть. И среди столь обильного количества стихотворной продукции вполне можно выискать достаточно качественную. Пусть это и не шедевры, пусть их авторы редко когда потрясающе харизматичны и пусть читают они свои стихи в основном друг другу. Ведь ценность слов в том, чтобы называть вещи и явления своими именами, поскольку истинное значение происходящего осознается нами лишь тогда, когда становится изреченным. А поэты заняты именно этой работой. Как, впрочем, и журналисты.
Фото — Виталий Фещенко