Персоны

Музыкальный фестиваль «На страже мира». Ноты протеста

Легендарный дирижер уже почти полвека руководит столичным Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского и поэтому прочно ассоциируется с Москвой. А между тем по рождению он не просто ленинградский, а блокадный ребенок. И удивительно, что в родном городе маэстро не было ни одного крупного проекта. Наконец историческая несправедливость будет исправлена – Федосеев возглавил новый музыкальный фестиваль, который впервые пройдет в ноябре. О новом проекте нам рассказал председатель оргкомитета фестиваля композитор Антон ЛУБЧЕНКО.

НН Антон, фестиваль называется «На страже мира», в духе недавнего прошлого…

Антон ЛУБЧЕНКО. Название мы взяли из одноименной оратории Сергея Прокофьева, которую я давно мечтал исполнить. Она несправедливо редко звучит – в наше время, да и в советское тоже, дирижеры почему-то обходили ее стороной. Хотя эта партитура – одна из самых гениальных в последнем периоде Прокофьева. Сегодня, 67 лет спустя, сочинение выглядит актуальнее, чем в то время. Здесь, наверное, уместно сказать «к сожалению». Там есть часть, она называется «Урок русского языка», ее поет детский хор. В ней строки Самуила Маршака: «Заняты школьники делом – пишут по белому чёрным, пишут по чёрному белым, перьями пишут и мелом: «Нам не нужна война!»… Мир всем народам на свете, всем есть простор на планете!» Вот эти строки, на мой взгляд, являются духовным завещанием, если хотите, посланием Прокофьева нам всем. Их же мы выбрали лейтмотивом всего фестиваля.

Кстати, это исполнение оратории Прокофьева станет уникальным не только по причине редкой исполняемости партитуры. Дело в том, что одна из частей – «Разговор в эфире» – изначально написана автором как мелодрама: чтец ритмизованно произносит текст в сопровождении оркестра. Однако перед премьерой дирижер Самуил Самосуд уговорил композитора отказаться от этой затеи. Мы нашли эту часть в рукописях Прокофьева, восстановили оркестровку и вернули тем самым первоначальный замысел. Таким образом, в своем полном виде партитура прозвучит впервые со дня написания.

НН Интересно, что в программу вошли именно малоисполняемые произведения – «Военные письма» Гаврилина и «Хроника блокады» Тищенко. Получается двойной месседж – собственно антивоенный и извлечение из забвения сочинений.

А. Л. Но, согласитесь, это справедливо – отдать дань двум ленинградским композиторам, которые в этом году отметили бы 80-летие. И если музыка Валерия Гаврилина все-таки на слуху, то симфонию «Хроника блокады» Бориса Тищенко, уверяю вас, немногие профессионалы знают. А ведь музыка потрясающая! И вы еще пропустили в этом списке Шостаковича, без музыки которого фестиваль ленинградских композиторов странно представить. Однако, решив избежать репертуарного штампа, мы взяли не Седьмую «Ленинградскую» симфонию, а музыкальные фрагменты из фильма «Падение Берлина». Причем и здесь кое-что прозвучит в России впервые. Фрагмент «Штурм Зееловских высот» изначально был написан Шостаковичем как пьеса для фортепиано с оркестром и именно в таком виде вошел в фильм Михаила Чиаурели. В дальнейшем, когда композитор составлял сюиту из музыки к картине, он, очевидно, в целях упрощения исполнительской задачи переоркестровал этот фрагмент только для симфонического оркестра. Тем не менее, на мой взгляд, в виде концертной пьесы эта музыка представляет немалый интерес. Уверен даже, что она может прочно войти в репертуар пианистов.

Поиски партитуры стали настоящим детективным расследованием. Оригиналы опубликованы не были, а рукопись я обнаружил в архивах Мосфильма в удручающем состоянии со следами жирных пятен и окурков… Для российской премьеры приглашен яркий молодой пианист Андрей Коробейников, большой специалист по фортепианному репертуару Дмитрия Шостаковича.

НН В рамках фестиваля состоится премьера и вашего сочинения, оратории-романа «Ленинградский дневник» на тексты Ольги Берггольц, которую, конечно, почитают, но, увы, не многие читают…

А. Л. Признаюсь, я тоже не был большим знатоком ее творчества. Конечно, проходил в школе, но вскользь. С Берггольц я столкнулся, когда писал музыку к фильму «Три дня до весны», он начинается с ее строк. Вот тогда я и решил вчитаться в ее поэзию. Несмотря на то что имя Берггольц прочно ассоциируется с блокадой, огромное количество ее текстов вообще никак не связано с войной. Это настоящая русская лирика, в том числе любовная. И оратория начинается с одного из самых, на мой взгляд, пронзительных стихотворений про загубленного возлюбленного Иванушку, потопленного на дне пруда. Вообще, «Ленинградский дневник» не столько о войне, сколько о том, что в принципе несет человечеству любая форма агрессии, будь то война, революция или политический режим: это всегда сломанные судьбы, истерзанное детство, раздавленные надежды… В любой стране, когда зерно агрессии падает на благодатную для себя почву в виде тоталитарного устройства государства, начинаются самые страшные вещи. Именно об этом говорили Малер, Чаплин, Кокошка, Шостакович, Курт Вайль, Прокофьев, Солженицын и многие другие.

НН Почему возникла идея антивоенного фестиваля?

А. Л. Во-первых, фестиваль не столько антивоенный, сколько за мир. Для меня это разные вещи. А кроме того, настораживает, насколько сегодня слоган «Можем повторить!» становится все более популярным. Это значит, что слово «война» перестало пугать. Большинство современных фильмов о войне в погоне за вниманием молодого поколения превращают войну в некий экшен, визуальное шоу и, на мой взгляд, перебарщивают с этим. Как правило, они и близко не дотягивают до советских кинообразцов, несмотря на все спецэффекты вроде медленно летающих пуль и живописных взрывов. Уходит атмосфера ужаса перед бомбежками, разрушениями и страха потери близких.

Да, это замечательно, что молодые люди 9 мая выходят с портретами своих воевавших дедов. Но, мне кажется, что в отличие даже от моего поколения они уже не понимают, что такое война. Меня воспитывала бабушка, которая часто рассказывала о пережитом в те годы. Во мне это так или иначе проросло. Опять же советское кино, на котором я вырос…

НН Кстати, и в программе вашего фестиваля заявлены не только симфонические концерты, но и кинопоказы.

А. Л. Да, одним из партнеров фестиваля является Ленфильм. Мы пока еще не завершили планирование этой части фестиваля, но точно могу сказать, что впервые будет показан знаковый для культуры нашего города документальный фильм, посвященный реконструкции последнего выступления Петра Ильича Чайковского в Петербурге в октябре 1893 года, через неделю после которого, как известно, композитор скончался. Над этой реконструкцией, как и над самим фильмом, работали научные сотрудники Дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину, а также маэстро Владимир Федосеев со своим оркестром. Короткая версия фильма была показана в июне этого года в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, а полную версию мы решили показать на нашем фестивале, ведь Петербург – город не только Прокофьева, Шостаковича, Тищенко и Гаврилина, но и в первую очередь Чайковского.

Фестиваль пройдет с 17 по 19 ноября.

Капелла
17 ноября – музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Падение Берлина», «Хроника блокады» Бориса Тищенко, «На страже мира» Сергея Прокофьева.

18 ноября – «Военные письма» и «Дом у дороги» Валерия Гаврилина, «Ленинградский дневник» Антона Лубченко (мировая премьера).

В программе участвуют Государственый академический большой симфонический оркестр им. Чайковского (Москва); Концертный хор Санкт-Петербурга, солисты Петербурга и Москвы: Елена Безгодкова (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко), пианист Андрей Коробейников, солист Мариинского театра Владимир Мороз, солистка Михайловского театра Олеся Петрова, приглашенная солистка Большого театра России Мария Пахарь, актриса кино Елена Лотова.

Киноцентр «Ленфильм»: творческие встречи, спецпоказы документальных и художественных картин.

Ольга Машкова

Предыдущая статья

Театр «Мастерская». Актуальная история про реального Иисуса

Следующая статья

Афиша на выходные 19-20 октября