БудущееПетербург

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

В конце мая в Петербурге состоялась первая региональная навигация «Форсайт-флота» Агентства стратегических инициатив при президенте России.

Более 200 человек – лидеры предпринимательского сообщества, научных структур, чиновники эксперты и СМИ – отправились на корабле в пятидневное путешествие из Северной столицы по маршруту Петербург – Мандроги – Петербург. Но отнюдь не отдыхать. Каждое утро с 9 до 12 они совместно придумывали образ будущего Петербурга. Перед участниками «Форсайт-флота» стояла задача определить несколько ключевых проектов и разработать дорожные карты по девяти ключевым направлениям – от фабрик будущего и цифровой экономики до «умного» туризма и общественных пространств.
Мы встретились с тремя участниками интеллектуального вояжа и узнали, чего нам ждать.

Антон ФИНОГЕНОВ,
генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника», лидер трека «Пространственное развитие Санкт-Петербургской агломерации в условиях нового технологического уклада»

– Почему, на ваш взгляд, возникла потребность в региональных форсайтах?
 
– Во-первых, потому что есть запрос на стратегическое планирование в Санкт-Петербургской агломерации: новый Генеральный план, актуализация стратегии, единый план градостроительного развития с Ленобластью. Всем этим сейчас занимаются власти. А во-вторых, возникла потребность в более высокой детализации планов будущего, чем были на федеральных форсайт-флотах в прошлые годы, в формировании более конкретных задач. И мне кажется, судя по итогам «Форсайт-флота», это удалось – территория Петербурга благодатная для различных инициатив. В ситуации развития нового технологического уклада важно, что в нашем городе находятся инновационные компании из различных секторов, готовые стать лидерами на глобальных рынках, ведущие университеты, работающие в логике национальной технологической инициативы.
 
– Как проходит работа в рамках самого «Форсайт-флота»?
 
– Всегда сложно посмотреть на будущее из будущего. Обычно все планируют из логики настоящего, где будущее – это продолженное настоящее. Как видели конец 20-го века в конце 19-го? Рисовали людей, которые летают с помощью крыльев, повозки, запряженные не лошадьми, а паровыми двигателями с ногами. Это яркий пример того, что человек планирует будущее из настоящего.

А на «Форсайт-флоте» создаются условия, которые позволяют его участникам нестандартно подойти к созданию образа нашего общего будущего. Специально смоделирован сложный процесс, который требует нескольких дней, а не нескольких часов просто разговора. И такой формат приводит к необходимой для создания прорывных проектов синергии. В первый день говоришь о своих текущих представлениях, скажем так: «выговариваешь» свои знания, компетенции. На второй день понимаешь, что всего этого недостаточно, – проблематизируешься. На третий день осуществляются поиски новых ориентиров. На четвертый можешь сформировать не просто какие-то общие цели, но и конкретные задачи. На «Форсайт-флоте» было 9 треков – и значит, 9 взглядов на будущее из разных областей и знаний. Эти группы постоянно взаимодействуют, обмениваются информацией. И в итоге ты начинаешь собирать калейдоскоп нового представления нашего будущего, из логики которого ты уже разрабатываешь детально конкретный свой вопрос. Так в результате интенсивной пятидневной групповой работы в рамках нашего трека родились три проекта: «Платформа управления градостроительным развитием», «Новая многоформатная городская недвижимость» и «Территория опережающего развития нового типа ТОР 2.0». 

– В отличие от треков, посвященных фабрикам будущего, новой экономике, ваш трек предполагает взаимодействие с обычными горожанами. На ваш взгляд, они готовы стать стейкхолдерами?
 
– Мы сейчас в первую очередь говорим не о том, что непосредственно наша группа должна взаимодействовать с населением, а о том, что должна быть выработана система взаимодействия власти, бизнеса и населения с точки зрения обсуждения всех значимых градостроительных решений. Качество решений всегда от дискуссий выигрывает. Но нужен диалог не ритуальный, как сегодня, достаточно жестко формализованный, а в формате нормальной обратной связи.

Да, конечно, есть инертность процесса, и в том числе инертность населения, это абсолютно закономерно: градостроительные темы обсуждаются мало, повлиять на решения крайне сложно. Чего ожидать от населения?

Если вести постоянную дискуссию, то появится больше людей, которые в состоянии решать компетентно, за они или против. Все дело в информированности людей. Многие голосуют против только потому, что не владеют информацией.

Кроме того, очень важно развивать в городе сообщества, объединяющие горожан по разным принципам: территориальному, конфессиональному, профессиональному – какому угодно. Все-таки одно дело общаться с 4 миллионами взрослого населения, а другое – с тысячью сообществ. Это гораздо более доступные субъекты для коммуникации. В мире именно между ними и властью, бизнесом идет конструктивная коммуникация. Исходя из этого, нам как раз хотелось бы сформировать систему, когда горожанин, у которого есть позиция, находит себя в каком-то сообществе. Он необязательно должен активно в нем участвовать, но, по крайней мере, готов делегировать своему сообществу право принимать решения. А если человек видит, что группа, которая представляет его интересы, заявляет себя в медиасфере, коммуницирует с властью, то у него не возникнет желания выражать тотальное несогласие и неприятие во всем и всегда или быть просто безразличным. Эта система сообществ уже формируется, и сейчас ей только надо дать определенный толчок для более ускоренного развития. Именно поэтому нашим треком были предложены контуры Платформы управления градостроительным развитием города, основная задача которой – обеспечить эффективное вовлечение всех стейкхолдеров – и бизнес, и представителей органов исполнительной власти и городских сообществ, – в процесс принятия комплексных и долгосрочных градостроительных решений.

Цитата: «Многие голосуют против только потому, что не владеют информацией.

Юлия АФАНАСЬЕВА,
руководитель регионального отделения МЭОО «ЭКА», член Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, один из лидеров трека «Культура. Туризм. Медиа»

– Почему, на ваш взгляд, именно сейчас стал актуален разговор об образе Петербурга будущего, создание дорожной карты?

– Стратегические планы появлялись всегда. Но мне кажется, что сейчас возник запрос на экспертный общественный форсайт. А объясняется это тем, что стало очевидно: и экономика, и финансы, и политика, сама наша жизнь стремительно меняются. Многие понимают, что будущее строится на каких-то иных принципах. Мы видим в экономике, например, что за последние пять лет транснациональные корпорации потеряли 25 процентов рынка. Мы видим в туризме, что групповые туры отходят в прошлое, люди предпочитают пользоваться приложениями, самостоятельно бронировать билеты, отели. И такие принципиальные изменения очевидны в каждой сфере. Они диктуют необходимость переосмысления парадигмы и выстраивания планов на будущее с учетом всех этих вводных. И об актуальности такого разговора экспертов говорит то, что если прежде «Форсайт-флот» существовал в рамках федерального проекта, то сейчас он тиражируется по регионам. Все чаще звучит мнение, что надо задействовать общественный потенциал и коллективно брать ответственность за будущее в целом, не уповая на государство, власть.

– Расскажите пожалуйста, о проектах, с которыми вы выступали на «Форсайт-флоте».

– На нашем треке было выделено 4 основных проекта. Один из них, важный для развития туризма, направлен на создание интерактивной карты города, которая позволяла бы видеть не только где что находится, но и что там происходит.

Очень активно на нашем треке обсуждалось, как противодействовать таким негативным трендам, как упрощение культуры в целом и потеря качества человеческого общения из-за развивающихся технологий. В результате появился проект под названием «Когнитивный космодром». Иначе говоря, это фабрика не просто мыслей, а смыслов, которые могут ретранслироваться на широкую аудиторию. Это позволит перейти от технологического уклада кибернетической парадигмы к совершенно новому – посттехнологическому – укладу.

– Но лично вы выступали на «Форсайт-флоте» с проектом «Зеленый Петербург – мировой экополис»?

– Да. Речь идет о том, чтобы более эффективно использовать рекреационный потенциал города как для горожан, так и для туристов. Хочется, чтобы в Петербург приезжали для оздоровления, снятия стресса и достижения гармонии. В Ленобласти по поручению губернатора разрабатывается новая рекреационная концепция, которая предполагает два вида рекреационных зон, в основном, в лесных массивах. Первый вариант – места для «диких» туристов, где можно ставить палатки, жечь костры. А второй вариант – трансформация пространства под парковые зоны.

– По типу ЦПКиО?

– Да. И, с одной стороны, это позволит разгрузить центр, а с другой – показать, что Петербург – это не только культурная столица, но и зеленый город.
Здесь важный компонент – развитие экологической культуры и просвещение. В прошлом году закон об этом был принят и в Петербурге и в Ленобласти, Общественный экологический совет при губернаторе и я в том числе принимали участие в его разработке. А в феврале законодательные власти Петербурга создали единый экологический кодекс, что, безусловно, тоже шаг вперед, потому что демонстрируется уже комплексный подход к решению проблемы. Сейчас важно продвигать идею стратегического фермерского сознания, а не потребительского: сегодня у нас есть ресурсы, а что будет завтра – неважно.

– И у нас есть шанс стать «зеленой столицей», как Стокгольм, в котором успешно решена проблема шума и очистки воды, отличное качество городского воздуха. Плюс удачная коллаборация бетонного ландшафта и природных зон.

– Да, всем известны опыты и Стокгольма и Копенгагена – городов, максимально эффективно использующих свои ресурсы. Но в отношении Петербурга надо все-таки учитывать, что это огромный мегаполис со своими нюансами. 29 июня как раз будет совместное заседание Общественного экологического совета при губернаторе Петербурга и губернаторе Ленобласти, и, помимо других острых вопросов, там мы будем обсуждать итоги «Форсайт-флота» и конкретные предложения по развитию Петербурга как мирового экополиса. У нашего города есть шанс занять свою нишу.

Цитата: «Хочется, чтобы в Петербург приезжали для оздоровления, снятия стресса и достижения гармонии.

Алексей ИЛЬИН,
директор «Школы будущих президентов», один из лидеров трека «Санкт-Петербург – глобальный город-университет»

– Когда решили поехать на «Форсайт-флот», чего вы ожидали?

– Я давно слежу за проектами Агентства стратегических инициатив, за развитием Национальной технологической инициативы, и когда узнал о проведении форсайта в Петербурге, сразу же оплатил участие. Конечно, от «Форсайт-флота» ожидал хорошего рывка в формировании перспективного образа Петербурга, потому что при всех прелестях нашего города в нем есть толика музеефикации. Петербургу тяжеловато отринуть прошлое и устремиться в будущее.

– Ожидания оправдались?

– Наверное, на 80 процентов. Как я и опасался, оказалось тяжело отринуть весь тот опыт, который накоплен в Петербурге, и попробовать пофантазировать. Но все же на третий день мы смогли создать новые проектные решения. Это случилось благодаря тому, что ежедневно разные треки, группы координировали друг с другом, проекты обсуждались с позиции госаппарата, бизнеса, простых горожан. Нам очень важно было получить обратную связь от разных стейкхолдеров, понять их психологию. Как бы фантазийно наши проекты не звучали, включаться в них должны люди с улицы, и как можно быстрее. Вообще, те проекты, которые были буквально рождены на «Форсайт-флоте», можно выстроить в некую стратегию: один проект будет вытягивать другой, изобретения изобретают изобретения, проекты проектируют проекты. Система самораспаковывается.

– На вашем треке какие проекты стали такими локомотивами?

– Это Уберситет, Детский уберситет, ТОП СПб и Сетевой центр компетенций. Речь идет о переформатировании в принципе образования, как высшего, так и дополнительного детского. Предполагается некое платформенное решение, когда у человека формируется набор компетенций, которые он может получить вне вуза: на работе, на открытых лекциях, онлайн и так далее. И которые будут верифицироваться, а значит, признаваться работодателями в том числе. Это означает, что система образования расширяется. Все городское пространство становится пространством образования, и любой профессионал становится носителем этого образования. Это, конечно, вынуждает изменить подход к педагогике. Потому что я могу быть классным плотником, но не иметь педагогического образования. А раз так, значит, для меня закрыт путь в техникум. Но если я классный плотник, я могу передать свои умения какому-нибудь молодому человеку. И вот эту идеологию профессионализма, не ограниченного рамками сертификатов, мы продвигаем. Более того, понятие профессии как таковое уходит, его заменяет понятие компетенции. Каждый человек, освоив какую-то одну компетенцию, в течение жизни может увеличивать их количество и легко менять сферы деятельности.
По большому счету, Уберситет – это новый подход к работе с человеческим капиталом.

– Сдвинуть такую махину, как образование, будет непросто.

– Да, если говорить о большом Уберситете, потому что он завязан на больших институциях, которые инертны при принятии решений: на вузах, комитетах по образованию, науке, высшей школе, на министерствах. А что касается детского проекта, то после «Форсайт-флота» мы не раз собирались, и уже запланировано открытие пробных детских образовательных специализированных центров в логике профессий будущего. Думаю, первый стартует в конце июля. Причем открываем его, не дожидаясь особого государственного финансирования или софинансирования. Мы пытаемся тестовые вещи запускать с имеющимся ресурсом. Просто участники «Форсайт-флота» собрались и сказали: «Мы, конечно, должны ждать реакции чиновников, но это дело долгое, так что надо начать делать что-то самим». Поэтому сейчас мы складываем ресурсы – деньги, время, силы – и запускаем эту историю. Почему? Потому что если мы этого не будем делать, то, может быть, это будет делаться очень нескоро. А хочется жить в хорошей стране с хорошими детьми и с хорошими перспективами.

– Почему потребовался «Форсайт-флот», чтобы сдвинуть с мертвой точки ваши идеи?

– В Петербурге, как и в любом другом городе, есть много талантливых, классных компаний, как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе. И, к сожалению, рыночная экономика построена таким образом, что компании друг для друга являются конкурентами, поэтому им сложно найти общий язык. «Форсайт-флот» обладает очень важной функцией – он дает такую высокую планку стратегического планирования, что ты вдруг понимаешь: твои вчерашние конкуренты ни разу не конкуренты, а твои друзья и партнеры. Вы вместе формируете карту нового мира, в котором места, рынка, возможностей хватит всем. И тогда все вспоминают о по-настоящему главных ценностях.

Цитата: «Хочется жить в хорошей стране с хорошими детьми и с хорошими перспективами.

К сведению:
В переводе с английского foresight – видение будущего. На сегодняшний день форсайт – это наиболее эффективный метод, который применяется для формирования приоритетов в сфере экономики, науки, технологий и общества. По его результатам создаются специальные дорожные карты, которые позволяют решать вопросы формирования будущего.

Предыдущая статья

КАК МЫ ИМ?

Следующая статья

Динозавры живут среди нас припеваючи