Мода

Лучшие друзья девушек – это?..

Как известно, это бриллианты. Однако в стремительно меняющемся мире ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. Развитие технологий привело к тому, что на рынке стали появляться материалы, убедительно имитирующие натуральные, но при этом куда более бюджетные. Так может ли статься, что лет через 100 лучшими друзьями девушек окажутся вовсе не благородные камни, а выращенные в лаборатории кристаллы? О прогнозах в мире драгоценностей мы побеседовали с экспертами ювелирного рынка.

Джампьеро Алкозер, дизайнер, создатель бренда Alcozer & J:

– Для меня совершенно очевидно, что ювелирным изделием может называться лишь нечто действительно ценное, созданное из драгоценного металла и камней. Следовательно, если изделие выполнено не из золота, серебра или платины, в нем должны присутствовать роскошные камни. Иначе модель если и будет считаться произведением искусства, то уже никак не ювелирного. Кроме того, я убежден, что лишь натуральные материалы способны дарить ценителям красоты ощущение, как бы это сказать, сопричастности времени, вечным ценностям. У натуральных материалов есть душа, есть характер, а главное, есть история, поэтому к ним привязываешься. Их ценность также чрезвычайно высока в силу неповторимой фактуры, цвета, веса, способности отражать и преломлять свет. Поэтому я не думаю, что в будущем люди откажутся от радости владеть настоящим камнем. Или дорогим металлом. И хотя через 50 и тем более через 100 лет в тренде будет великое множество стилистик и материалов (трудно даже предположить, до чего дойдет мода век спустя), классика и винтаж никогда не потеряют своих позиций. Отказ от них будет означать разрушение связей с прошлым, с историей, с нашими корнями. А ведь прошлое столь же романтично и прекрасно, как будущее. Так разве можно о нем забывать?

Анна Лагойская, PR-директор Gold Union jewelry house:

– В дизайне сегодня основной тренд – это крупные украшения. Большие и выразительные серьги, крупные браслеты – все это очень модно. Что касается камней и материалов, используемых ведущими брендами, то наряду с классикой – бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами – в настоящий момент многие ювелирные дома активно используют опал, малахит, жемчуг, ляпис, черный оникс. Мода переменчива, но что касается ювелирных украшений – вечные ценности никто не отменял. Есть некие веяния, однако классические солитеры всегда есть и останутся неизменным объектом желания и признаком статусности обладателя. Конечно, появляются и новые технологии в производстве и обработке камней, и новые материалы. К примеру, искусственно выращенные кристаллы. Однако я не думаю, что они способны вытеснить сертифицированные камни или хотя бы даже составить им конкуренцию. Я вот не могу представить, чтобы наши клиенты вдруг всерьез задумались: а не купить ли искусственный кристалл, ведь он дешевле! Пусть даже он выглядит, как бриллиант… В высоком сегменте люди не ищут выгоду. Они платят за искусство, за мастерство именитых домов, за историю марок и, конечно, за красоту и качество материалов. За осознание того, что они
ими владеют. Со временем могут меняться и становиться все более авангардными формы. Мы именно поэтому всегда ищем новые, интересные марки. Но уровень и качество материалов – константа. Так что, думаю, и через 50, и через 100 лет в топе останутся хорошие, сертифицированные камни, авторский дизайн и эксклюзив. А вот что со всем этим придумают ведущие дизайнеры – покажет время!

Елена Цветкова, ювелир, владелица монобрендового салона «Елена Цветкова»:

– Ни в моде, ни в ювелирном искусстве натуральные материалы никуда не уйдут. Я в этом убеждена и как дизайнер одежды, имевший показы в Кремле, и как ювелирный дизайнер, чьи работы находятся в коллекциях богатейших людей мира. Понятно, что сейчас развиваются технологии и на рынке появляются искусственные и гораздо более дешевые материалы. Уходит ручная работа, процесс компьютеризируется. На Западе  3D-технологии  уже используют 80 % компаний, занятых в производстве серийной продукции. Это реально удешевляет процесс: литьe с камнями на поточных линиях проще, быстрее и дешевле в разы, здесь не нужны ни уникальные техники, ни специальные знания и золотые руки мастеров. Благодаря технологиям серийная продукция действительно становится доступнее. Мало того, сейчас уровень искусственно выращенных и синтетических камней стал настолько высоким, что в массовом сегменте они вполне могут соперничать с натуральными. Так, в 2016 году на бирже в Голландии даже случился скандал: лишь после  приобретения партии алмазов владелец выяснил, что они выращены искусственно! Это говорит о том, что даже опытнейшие специалисты по камням не всегда могут отличить подделку от оригинала без специально оборудованных лабораторий.

Тем не менее, в сегменте лакшери действуют совсем другие законы. На этом рынке нет тиражей и искусственных камней, есть эксклюзивные произведения, оригиналы, которые не подлежат копированию. И люди, имеющие возможность покупать натуральные материалы, никогда не захотят иметь синтетику. И это не просто вопрос престижа: доказано, что  хотя искусственно выращенный алмаз идентичен натуральному даже по химическому составу, он не способен оказывать на человека столь мощное энергетическое влияние, как подлинный камень. Это неоднократно подтверждали биоэнергетические лаборатории. Натуральный камень неповторим, у него всегда индивидуальные включения, он работает иначе, влияет иначе, параметры  искусственного  камня – иные.  Поэтому в сегменте высокого ювелирного искусства не приживутся технологии массового рынка. Хотя некоторые известные бренды и пытаются их внедрять. И это, на мой взгляд, тупиковый путь, пойдя по которому можно потерять свое наследие. В итоге та же Франция почти утратила истинно  французское искусство (к примеру, роспись по горячей эмали), а ценность работ некогда культовых ювелирных домов вызывает все больше вопросов.

Меня как ювелира не может не радовать, что в России и особенно в Петербурге активно сохраняются и восстанавливаются редчайшие техники, работает много интересных компаний и мастеров, которые делают фантастические, а главное, неповторимые вещи. Серийное изделие никогда даже близко не окажется с работами  таких художников ни по цене, ни тем более по ценности.

Предыдущая статья

Что есть красота…

Следующая статья

Золотая планета