Культура

Литературный урожай Нацбеста

На Новой сцене Александринского театра состоялось очередное вручение российской литературной премии «Национальный бестселлер».

Премия родилась на заре нынешнего века и тысячелетия. И за эти 18 лет обрела традиции, которые приятно радуют любителей изящной словесности. Например, вручение награды в период белых ночей, что придает самой церемонии определенный шарм и романтическую атмосферу. Нынешний акт признания победителя «Нацбеста» случился накануне Дня города, что не могло не сказаться на речах тех, кто выходил к микрофону. Но прежде было приятно ожидание самой церемонии, когда в фойе знакомые общались, незнакомые и неофиты знакомились, обсуждая перспективы на победу каждого из пяти номинантов, вошедших в шорт-лист. Можно было принимать ставки. Ведь у каждой книги были свои «болельщики». Нынешний шорт-лист выглядел следующим образом:

1. Василий Аксенов. «Была бы дочь Анастасия».

2. Мария Лабыч. «Сука».

3. Дмитрий Петровский. «Дорогая, я дома».

4. Алексей Сальников. «Петровы в гриппе и вокруг него».

5. Анна Старобинец. «Посмотри на него».

Церемонию вел опять же по традиции московский критик Артемий Троицкий. Ему ассистировала актриса Полина Толстун, блиставшая макияжем и украшениями. Артемий, надев на себя маску столичного брюзги, все же нашел в себе силы признать, что, приехав в очередной раз на берега Невы, понял, насколько Петербург лучше Москвы. После чего Артемий Кивович повел церемонию в своем духе – на грани фола, не скрывая своих пристрастных оценок прочитанных книг-номинантов. Несмотря на то что большинство авторов вместе с номинаторами присутствовали здесь же, на сцене. Открытое голосование членов жюри – это тоже всегда особое зрелище. На этот раз оно было очень ярким – настоящий парад монологов, остроумных, порою язвительных, порою сочувственных, но явно выражающих стремление их авторов не только объяснить собственный выбор, но и дать понять собравшимся, что почем в литературным «урожае» 2018 года.

Некоторые члены жюри не скрывали растерянности от необходимости прочесть пять книг кряду и сделать сложный выбор. Некоторые, как музыкант Хаски, выступивший с видеообращением, открыто признавались, что иные тексты не могли дочитать до конца. Со старта определился фаворит, когда рэпер, а за ним и художница Татьяна Ахметалиева признались в симпатиях к роману Алексея Сальникова. Анна Козлова, победитель «Нацбеста-2017», отдала свой голос авантюрному роману Петровского. Пожалуй, самым изящным был спич профессора Сорбонны Элен Мела. Исследователь русской литературы нынешнего и прошлого веков предложила игру в цвета, номинируя каждый текст в соответствующей красочной гамме. Текст петербуржца Василия Аксенова (тезки и однофамильца классика-шестидесятника) она обозначила белым цветом. Книге Сальникова присвоила номинацию «желтый». Остропублицистичная книга Старобинец о горестях, связанных с оте-чественной медициной, получила у нее очевидный красный цвет. Дмитрию Петровскому досталось сочетание «серый с отливом черного». И финальная ударная реплика мадам Мела прозвучала в адрес «Суки». Для этой книги она выбрала комбинацию «черный с отливом красного». Что понятно, ибо книга посвящена героине, участвующей в пресловутой АТО на Украине. Таков был выбор парижской гостьи, с улыбкой произнесшей: «Вы же понимаете: я француженка, поэтому мне просто всегда нравится красное и черное». Так тень гениального Стендаля накрыла церемонию и ситуация обострилась до предела.

Интригу снял радиоведущий Алексей Венедиктов. Монолог столичного гостя отражал общее настроение большинства выступавших, но именно в нем и прозвучала фраза, достойная того, чтобы резюмировать происходившее со свойственной Венедиктову категоричностью: «Литература существует, пока ее читают». После этого стало очевидно, что побеждает книга Сальникова, которую действительно читают и тираж которой постоянно допечатывают. Вызванный на сцену Алексей Сальников был смущен своей победой. Реплика лауреата «Нацбеста-2018» оказалась достойной, чтобы войти в анналы: «Вот никогда не думал, что с помощью премии смогу закрыть ипотеку». Позже уже в частном разговоре Алексей Сальников признался, что сочиняет новую книгу. Там же, где и написаны «Петровы», – в Нижнем Тагиле. И очень скоро мы ее сможем прочесть. Во всяком случае, я обязательно намерен это сделать.

Мнение Артемия ТРОИЦКОГО

1. Василий Аксенов. «Была бы дочь Анастасия»

…Это очень богобоязненный поток сознания взрослого дядьки, который приезжает в родную сибирскую деревню и там встречается со своим прошлым. Подзаголовок у этого романа очень правильный – «Моление». Это с первой до последней строчки «моление», заунывное камлание на 300 страниц. Я боюсь давать оценку этому роману. Для меня он был невыносимо скучен. Но при этом я прекрасно понимаю, что это потому, что «Была бы дочь Анастасия» абсолютно противоположна всему тому, что я думаю, противоположна моей жизни. У меня вообще нет точек пересечения с этим романом. Но может быть, он очень хороший. Вон Саше Крусанову, судя по всему, очень нравится. Что же, прекрасно. Можно порадоваться за нашу разнообразную литературу.

2. Мария Лабыч. «Сука»

…Сюжет очень необычен, трагичен. Имеется некая молодая девушка лет 20, может быть, чуть больше, которая пережила исключительно неприятное детство и у которой реальной матерью была собака.
В конце концов героиня оказалась в украинской армии и попала на войну на Донбассе. В романе описываются приключения этой девушки в составе отряда разведчиков. Война показана как некий кафкианский процесс. Мы не видим конкретного врага, есть непонятное зло вокруг, которое время от времени обрушивается на людей. Интересно, что гендерная тема, которая, по идее, должна была присутствовать, заглушена. На первом плане психологические ломки героини по поводу того, человек она или собака. На мой взгляд, это отличная книга, очень жестокая, очень убедительная.

3. Дмитрий Петровский. «Дорогая, я дома»

…Книга написана мастеровито, сюжет закручен. Присутствует старая Европа в виде немецкого промышленника, слегка чокнутого. Есть новая Европа – естественно, это геи, наркоманы и прочее. Есть Россия, которая, разумеется, распутная баба, красивая, но безнадежная. Еще имеются китайцы, и ясно, что китайцы овладеют Европой. Это жанровый роман с легким концептуальным налетом, я бы сказал, это такой светско-эротический триллер, причем эротика в основном сфокусирована в области садо-мазо. Не могу отнести его к серьезной литературе. По-моему, книжка должна лежать на книжных развалах. Режиссеры-оппортунисты вполне могли бы снять по ней даже не кинофильм, а целый сериал и так его и назвать: «Смерть Европы».

4. Алексей Сальников. «Петровы в гриппе и вокруг него»

…Это такой психоделически-сюрреалистически-гриппозный-алкогольный бред по поводу патологичной современной российской жизни. Читать это нелегко, но можно. Очень много черного юмора и мельчайших описаний. Например, описывается, как герой приходит к себе домой. Я не поленился, посчитал – с момента, когда он открывает дверь подъезда, до момента, когда входит в свою квартиру, проходит 4 страницы. Еще более экстремальный случай – на поиски пачки аспирина у Сальникова уходит 7 страниц. Это круто. Но зачем нужен этот роман, я так и не понял…

5. Анна Старобинец. «Посмотри на него»

Эта книга – нонфикшен, художественная публицистика на основании личного трагического опыта Анны. Некоторые считают, что о том, о чем в ней написано, нельзя говорить. По-моему, об этом надо орать
в мегафон. В двух словах: обнаружилась патология у ребенка на большом сроке беременности, пришлось этого ребенка умерщвлять. И начинается жуткий процесс, когда автор сталкивается с абсолютным
отсутствием эмпатии со стороны медицинских органов. Все ее посылают, мучают, говорят: «Это божья кара, испытание тебе такое». Женщина не хочет страдать до смерти и уезжает в Германию, где с ней обращаются гуманно, облегчают страшный процесс, как могут. Вот, собственно, и все содержание книги. Это очень полезная книга как инструкция: что делать и чего не делать в подобной ситуации. Тут, конечно, важна позиция автора, которая заявлена хорошо. У Анны есть сверхзадача: каким-то образом эту бесчеловечную медицинскую систему в России как-то реформировать. Чтобы она действовала по принципу не божьей кары, а гуманизма.

Сергей Ильченко

Предыдущая статья

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС имени Георга ОТСА

Следующая статья

Культурно или просторно?