Масленица. Константин Маковский
Масленица. Константин Маковский. Главный дар художника – талант режиссера многофигурных композиций.
Фото музея
В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка картины Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Теперь петербуржцы 21-го века смогут детально рассмотреть город и его обитателей 19-го столетия, какими их увидел когда-то художник. Реставрацию этого знаменитого полотна Русский музей завершил специально к любимому народному празднику.
Текст и фото: Наталья Шкуренок
Масленица. Константин Маковский : гуляет весь Петербург
Картина маслом стала радостней
Огромное (2,15 на 3,21) полотно с изображением праздника, символизирующего окончание зимы, Маковский написал в 1869 году. Такой солидный возраст – больше 150 лет! – не мог не отразиться на состоянии произведения. Процессы старения затронули и саму живопись, и даже холст, на который она нанесена: холст окислился, провис, из-за этого на красочном слое появились многочисленные трещины – кракелюры. Из-за большого количества слоев старого пожелтевшего лака подлинный колорит картины практически не был виден.
Картине потребовалась комплексная техническая реставрация. Специалисты удалили многочисленные следы предыдущих реставрационных вмешательств, укрепили холст, в том числе закрыли разрыв ткани, появившийся на холсте еще в советское время. Затем авторскую живопись очистили от слоев лака и поздних записей.
Особенно заметные изменения в облике картины проявились после того как реставраторы сняли слои старого лака.
– Тусклый желтый цвет старого лака не позволял увидеть настоящий колорит изображения, он даже изменял перспективу, – рассказала Ольга Кленова, художник-реставратор Отдела станковой масляной живописи ГРМ. – Мы убрали его и увидели, что морозное небо сразу заиграло оттенками сказочного сиреневого цвета, каким его нарисовал художник. И вся картина стала более объемной и радостной.
Народ гулял под разными флагами
Специалисты еще 150 лет назад единогласно решили, что звание профессора живописи Академии художеств за эту картину Константин Маковский получил не зря.
Масленица. Константин Маковский. Гуляют все: фрагмент
«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков», – писал о только что представленном публике полотне Маковского художественный критик и гуру тогдашней культурной жизни Владимир Стасов.
Масленица. Константин Маковский. Сцена народной жизни
Современные искусствоведы отмечают, что в этой работе проявился главный дар художника – талант режиссера многофигурных композиций. Какие только сценки не запечатлел мастер на своем полотне!
Одна возлюбленная пара
Тут и юный торговец-лоточник толкает перед собой укрепленную на санках тележку с товарами. И закутанный в большой платок плачущий малыш, которого старшая сестра пытается увести с праздничной площади. Румяные купчихи в меховых шубах, распаренные от тесноты и выпитой медовухи, выбираются из толпы, чтобы проветриться. Элегантно одетый мужчина изо всех сил старается привлечь к себе внимание молодой барышни в роскошном манто. Замерзшие актеры на театральных подмостках дышат на руки, чтобы согреться.
Малыш плачет – праздник кончается
Кстати, если приглядеться к картине внимательно, можно заметить одно историческое несоответствие: в нескольких местах над толпой поднят государственный трехцветный флаг Российской империи, и на всех его изображениях порядок полос – белой, синей и красной – разный.
Трехцветная историческая ошибка
Наверное, потому что свою картину Маковский написал в 1897 году, а новый государственный флаг был принят сравнительно недавно, в 1883-м. Видимо, художник был очень занят своим творчеством и не успел запомнить правильный порядок полос на флаге. И, похоже, на это тогда никто не обратил внимания.
Классный художник для всех классов общества
Константин Маковский родился в 1839 году в Москве в семье бухгалтера. Его отец был человеком искусства – рисовал миниатюры на кости, состоял в комиссии по строительству Храма Христа Спасителя, был одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Туда поступил учиться и его сын Константин, будущий художник.
Свое образование Константин Маковский продолжил в Петербурге, в Императорской академии художеств, где числился одним из лучших учеников. А по окончании академии стал участником первого независимого объединения живописцев – «Артели художников», созданной Иваном Крамским. Популярность Маковского была велика в великосветских, общественных кругах России, за границей. Он увлекался изображением исторических сцен XV– XVII веков, при этом переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. Одну такую картину – «Боярский свадебный пир» – хотел купить для своей галереи Павел Третьяков. Но Маковский запросил за нее 20 тысяч рублей, и прижимистый купец-коллекционер отказался. В итоге ее купил американский коллекционер, заплативший за картину в три раза больше.
«И строгих судей, а за ними решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова, – писал Александр Бенуа. – Если кто из художников был популярен на Руси, то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки – то самое, что сближало художника со своим временем».
Его жизнь оборвалась в сентябре 1915 года: экипаж, в котором ехал Константин Маковский, столкнулся на Невском проспекте с трамваем. В результате 76-летний художник упал на мостовую и сильно ударился головой, спасти его не удалось. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. До нашего времени могила не сохранилась.
Выставку картины Масленица. Константин Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» можно увидеть в Садовом павильоне Михайловского дворца до 17 апреля.
События города Санкт-Петербурга: по ссылке…