Город и горожанеИскусствоКультураМестаНовости

Масленица. Константин Маковский

Масленица. Константин Маковский. Главный дар художника – талант режиссера многофигурных композиций.

Фото музея

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка картины Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Теперь петербуржцы 21-го века смогут детально рассмотреть город и его обитателей 19-го столетия, какими их увидел когда-то художник. Реставрацию этого знаменитого полотна Русский музей завершил специально к любимому народному празднику.

  Текст и фото: Наталья Шкуренок

Масленица. Константин Маковский : гуляет весь Петербург

Картина маслом стала радостней

Огромное (2,15 на 3,21) полотно с изображением праздника, символизирующего окончание зимы, Маковский написал в 1869 году. Такой солидный возраст – больше 150 лет! – не мог не отразиться на состоянии произведения. Процессы старения затронули и саму живопись, и даже холст, на который она нанесена: холст окислился, провис, из-за этого на красочном слое появились многочисленные трещины – кракелюры. Из-за большого количества слоев старого пожелтевшего лака подлинный колорит картины практически не был виден.

Картине потребовалась комплексная техническая реставрация. Специалисты удалили многочисленные следы предыдущих реставрационных вмешательств, укрепили холст, в том числе закрыли разрыв ткани, появившийся на холсте еще в советское время. Затем авторскую живопись очистили от слоев лака и поздних записей.

Особенно заметные изменения в облике картины проявились после того как реставраторы сняли слои старого лака.

– Тусклый желтый цвет старого лака не позволял увидеть настоящий колорит изображения, он даже изменял перспективу, – рассказала Ольга Кленова,  художник-реставратор Отдела станковой масляной живописи ГРМ. – Мы убрали его и увидели, что морозное небо сразу заиграло оттенками сказочного сиреневого цвета, каким его нарисовал художник. И вся картина стала более объемной и радостной.

 Народ гулял под разными флагами

Специалисты еще 150 лет назад единогласно решили, что звание профессора живописи Академии художеств за эту картину Константин Маковский получил не зря.

Масленица. Константин Маковский : гуляет весь Петербург

Масленица. Константин Маковский. Гуляют все: фрагмент

 

«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков», – писал о только что представленном публике полотне Маковского художественный критик и гуру тогдашней культурной жизни Владимир Стасов.

Масленица. Константин Маковский : гуляет весь Петербург

Масленица. Константин Маковский. Сцена народной жизни

Современные искусствоведы отмечают, что в этой работе проявился главный дар художника – талант режиссера многофигурных композиций. Какие только сценки не запечатлел мастер на своем полотне!

Масленица. Константин Маковский : гуляет весь Петербург

Одна возлюбленная пара

Тут и юный торговец-лоточник толкает перед собой укрепленную на санках тележку с товарами. И закутанный в большой платок плачущий малыш, которого старшая сестра пытается увести с праздничной площади. Румяные купчихи в меховых шубах, распаренные от тесноты и выпитой медовухи, выбираются из толпы, чтобы проветриться. Элегантно одетый мужчина изо всех сил старается привлечь к себе внимание молодой барышни в роскошном манто. Замерзшие актеры на театральных подмостках дышат на руки, чтобы согреться.

Маковский

Малыш плачет – праздник кончается

 

Кстати, если приглядеться к картине внимательно, можно заметить одно историческое несоответствие: в нескольких местах над толпой поднят государственный трехцветный флаг Российской империи, и на всех его изображениях порядок полос – белой, синей и красной – разный.

Маковский

Трехцветная историческая ошибка

Наверное, потому что свою картину Маковский написал в 1897 году, а новый государственный флаг был принят сравнительно недавно, в 1883-м. Видимо, художник был очень занят своим творчеством и не успел запомнить правильный порядок полос на флаге. И, похоже, на это тогда никто не обратил внимания.

Классный художник для всех классов общества

Константин Маковский родился в 1839 году в Москве в семье бухгалтера.  Его отец был человеком искусства – рисовал миниатюры на кости, состоял в комиссии по строительству Храма Христа Спасителя, был одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Туда поступил учиться и его сын Константин, будущий художник.

Свое образование Константин Маковский продолжил в Петербурге, в Императорской академии художеств, где числился одним из лучших учеников.  А по окончании академии стал участником первого независимого объединения живописцев – «Артели художников», созданной Иваном Крамским. Популярность Маковского была велика в великосветских, общественных кругах России, за границей. Он увлекался изображением исторических сцен XV– XVII веков, при этом переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. Одну такую картину – «Боярский свадебный пир» – хотел купить для своей галереи Павел Третьяков. Но Маковский запросил за нее 20 тысяч рублей, и прижимистый купец-коллекционер отказался. В итоге ее купил американский коллекционер, заплативший за картину в три раза больше.

«И строгих судей, а за ними решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова, – писал Александр Бенуа. – Если кто из художников был популярен на Руси, то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки – то самое, что сближало художника со своим временем».

Его жизнь оборвалась в сентябре 1915 года: экипаж, в котором ехал Константин Маковский, столкнулся на Невском проспекте с трамваем. В результате 76-летний художник упал на мостовую и сильно ударился головой, спасти его не удалось. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. До нашего времени могила не сохранилась.

Выставку картины Масленица. Константин Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» можно увидеть в Садовом павильоне Михайловского дворца до 17 апреля.   

 

События города Санкт-Петербурга: по ссылке…

Предыдущая статья

«Наследник» 5 марта ДК Ленсовета

Следующая статья

Наталья Удалова, концерт 3 марта