Блоги #NaNevskomИскусство

Клин клином

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

«Музей ядов» молодого московского художника Ильи Федотова-Федорова в галерее Anna Nova неожиданно вписался в международную обстановку, в ядовитый русско-британский конфликт. Конечно, у нас тут природные яды и яды метафорические, а там химические нейропаралитические вещества. И кто б мог знать о планах провидения. Но вот, однако, во всей красе активированная опция «Дар предвидения». Современное искусство, выходит, функций своих общественно-значимых не потеряло.
По сути экспозиции – не музей. Или не совсем музей. Концепция – Средние века в расцвете отравительского дела, антидоты, а также информационное интернет-поле XXI века как отрава метафорическая. Запутанная концепция, надо сказать, не стройная. И вдобавок музеефикация отсутствует и хронологический принцип. То есть подробных описаний каждого объекта, встроенного при этом в поток времени, нет. Есть инсталляции – шкафы с ядами, оберегами и артефактами, полки, столы. Есть коллажи-гербарии. Есть аптечно-медицинский инструментарий. Есть коллекции антропоморфной ядовитой флоры и фауны – симпатичные пластиковые объекты. Есть листочки со страшными историями мелким шрифтом. Все здорово. Но зритель должен догадываться, о чем речь. И он не догадается. Унесет с собой на память прикольные, но разрозненные образы и сведения. Не догадается о том, что художник размышляет о добре и зле, о двух сторонах одной монеты, о том, что противоядие готовится из яда (клин клином вышибает), о разумном и критическом подходе к любым советам и рекомендациям.
С другой стороны, Федотов-Федоров создал свою первую персональную экспозицию в соответствии со своими представлениями, которые предполагают, что люди не могут полностью понимать друг друга. Согласно своим представлениям, он описывает мир тем языком, которым владеет. И право художника творить такой мир, какой он видит, даже если этот взгляд не оправдывает ожидания публики. (Хотя этикетки были бы все же нелишние.)
Язык, которым владеет Федотов-Федоров, сложносочиненный и сформировался прямо по Фрейду. Детская болезненность, одиночество, книги, общение с врачами, затем факультет зооинженерии в РУДН и вынужденный переход на факультет филологии в связи с внезапным прекращением выпуска генетиков. Язык как следствие судьбы, искусство как визуализация речи.
Это первая часть проекта, вторая будет создана в резиденции в Голландии при поддержке местных медицинских институтов. И это реальное соединение науки и искусства на благо человечества.
Кстати, расцвет ядовитой деятельности случился гораздо раньше Средневековья. В Древнем Египте искусство изготовления ядов было настолько распространено в массах, что им владел чуть ли не каждый второй древний египтянин. И Клеопатра, конечно, ни в коем случае не укладывала змею на свою легендарную грудь – зачем ей было так мучиться? К тому же яда одной рептилии ни за что не хватило бы на царицу и двух ее служанок. К тому же современники не нашли ни рогатую змею, ни египетскую кобру, и спор о том, кто из них кусал, просто несостоятелен. Это к вопросу о достоверности информации.

Предыдущая статья

Афиша на выходные. 17-18 марта

Следующая статья

«Живая классика–2018», региональный финал конкурса юных чтецов

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*