Блоги #NaNevskomИскусство

Художественная упаковка

«Пеленание, бинтование, укутывание» – очередная выставка из проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина». Она традиционно состоит из основной и параллельной программ.

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова


Основная программа
Всестороннее и скрупулезное исследование заявленной темы в искусстве. В данной экспозиции – более шестисот работ от III тысячелетия до н.э. до XXI века. Зрители могут сами проследить генезис художественной упаковки во времени, ее смыслы и роли.
Берет свое начало упаковка, и никакая не художественная, а ритуальная, в пространствах Древнего Египта, как самого известного на Земле места пребывания мумий. Пеленание в виссоновые ткани (виссон – тончайший и прочнейший материал типа льна), бинтование виссоновыми полосами имели абсолютный практический умысел – сохранение мумии, которая становилась с тысячелетиями хрупкой, ну своего рода корсет для мертвых фараонов. С другой стороны, достигался сакральный эффект – препровождение в царство Мертвых в лучшем образе. Золотые маски как раз кстати. Между прочим, не всегда качественно работали бальзамировщики – то запеленали так себе, то забальзамировали не айс, и только в Новом царстве процессы наладились.

Искусство использовало трансцендентность действия для своих целей. И проявлениями выступили Фобос и Деймос, страх и ужас. И выступали в авангарде, надо заметить, долго, аж до XX века. Тайна сокрытия части или целого подразумевала леденящий сердце и ум мистический контент. Даже в принципе декоративная BDSM-эстетика в XIX столетии выглядела вполне пугающей.
Веселье в тему наконец-то привнес прошлый век с развитием позитивного гуманистического сознания и научно-технического прогресса. Художественная упаковка двинулась в сторону игры и перестала быть реальным инструментом психотерапии по методу «клин – клином». Изменение ментальности человека изменило подход к теме, пафос сменили ирония и самоирония. Упаковывать стали все – от влюбленных пар и знойных африканцев до автомобилей и роялей. Связанные (упакованные то есть) женщины – отдельная глава. Ну и так далее. Мотивация современной арт-упаковки сильно усложнилась, часто и не обобщить по причине сугубой индивидуальности каждого случая. Кроме того,
визуальное искусство XXI века настолько сроднилось с цифровыми форматами, что даже романтические произведения романтичны Hi-Tech. И об этом – ниже.

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Параллельная программа
Эта часть традиционно представляет интерпретацию темы современными художниками. Для данной выставки было отобрано четырнадцать серий работ, которые по очереди экспонируются на протяжении всего срока демонстрации основной программы.
Сейчас – время люминографии. Известный петербургский фотограф Владимир Михайлуца представил серию «Сияние», в которой укутывание, пеленание и бинтование производится светом. То есть роль сакрального виссона играет свет. Михайлуца запечатлел сущности в те моменты, когда они превращаются в чистую энергию на границе между реальностями, те самые лучшие образы, исключительно романтический дигитальный трип.
Люминография – сравнительно новый метод и прием современного искусства, основанный на применении света как кисти и одновременно как краски. Кстати, знаменитый американский художник и фотограф Ман Рэй был одним из апологетов и художественной упаковки, и люминографии. Такое вот знаковое совпадение. Также в параллельной программе можно увидеть световую инсталляцию Алены Коган и Вадима Гололобова.
Короче, надо идти в Фонд Михаила Шемякина и, перемещаясь как в машине времени, следить за путями цивилизации. К тому же 6 июля в 19.00 можно будет пообщаться на встрече «Практика люминографии» с мэтром светописи Владимиром Михайлуцей.

Предыдущая статья

Я извиняюсь – это моветон

Следующая статья

На территории «Усадьбы Jazz»

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*