НовостиТехнологии

Геоскан: полет нормальный

Казалось бы, инновации, модернизация и интеллектуальное производство, о которых так модно было говорить в последние годы, перестали быть актуальными темами во время кризиса. Но петербургская компания «Геоскан», занимающаяся производством и эксплуатацией гражданских беспилотных аппаратов, доказывает обратное. Она не только не сокращает производство, но и надеется увеличить его за счет отсутствия на рынке конкурентов, способных взять на себя некоторые функции большой авиации.

В коридоре слышится звук колес чемодана – это кто-то из сотрудников «Геоскана» вернулся с очередного исследования и катит за собой транспортный кейс, обклеенный багажными бирками множества аэропортов. Внутри кейса беспилотник – главный продукт компании.

Геоскан-101 — беспилотник нового поколения

Петербургский офис «Геоскана» напоминает смесь конструкторского бюро с научно-исследовательским институтом, расположенными в современном бизнес-центре. В нем работает более сотни человек, и проходя по кабинетам, можно увидеть, как часть из них корпит над микросхемами, пока другая анализирует на больших экранах сложные графики или создает 3D-модели ландшафтов. И что сразу бросается в глаза – Алексею Семенову, генеральному директору группы компаний «Геоскан», удалось собрать вокруг себя молодой, квалифицированный и амбициозный коллектив, работающий на стыке науки и бизнеса.

И, в отличие от большинства инновационных российских продуктов (вроде Ё-мобиля или «Маруси»), оставшихся на уровне концепта или выпущенных в единственном экземпляре, все проекты «Геоскана» находят реальное воплощение и поступают в серийное производство. Так, за последние 3 года было выпущено более 100 беспилотников.

Например, автоматический беспилотный комплекс «Геоскан-101» – небольшой летательный аппарат с ярко-оранжевым корпусом и белоснежными крыльями, который мог бы стать любимой игрушкой любого, в том числе и взрослого, мальчишки. Тем более что запустить его можно самостоятельно с небольшой катапульты.

Стоимость такого вовсе не игрушечного беспилотника почти полтора миллиона рублей, а область применения более чем серьезна – создание высокоточных и высокодетальных 3D-карт. Весь аппарат, начиная от корпуса и заканчивая всей электроникой, создан на собственном производстве «Геоскана». Причем при его создании используется всего несколько импортных компонентов – двигатель и фотокамера, которую, кстати, приходится вручную модифицировать, чтобы добиться точноcти в несколько сантиметров. Соизмеримой с точностью воздушного лазерного сканирования, но гораздо более дешевой по технологии получения.

Времена, когда аэрофотосъемку делали с помощью самолетов и вертолетов, уходят в прошлое. Сейчас для этого чаще задействуют спутники. «Но для получения высокодетальной (3 см на пиксель) или оперативной информации альтернативы беспилотникам нет», – считает инженер-фотограмметрист компании Евгений Радченко.

geoscan-2

БПЛА Геоскан — уникальное явление

Вообще, «Геоскан» – явление совершенно уникальное. Причем не только для российского бизнеса – в Европе, США и других странах аналоги технологий «Геоскана» отсутствуют либо ограничены из-за административно-бюрократических сложностей, а в России нет компаний, предлагающих не только производство и эксплуатацию, но и целый комплекс услуг по обработке и анализу полученных данных.

Начиная развивать это направление в 2011 году, руководство «Геоскана» изначально поставило во главу угла коммерческую составляющую: не красоту созданной модели, которую потом нужно как-то продать, а возможности практического применения аэрофотосъемки. Поэтому в первую очередь была подобрана оптимальная камера, вокруг которой уже и создавался сам беспилотник.

«Крылья «Геоскана-101» сделаны из современного и легкого материала – вспененного полиэтилен-полиамида, который способен выдержать даже жесткую посадку. И хотя один комплекс рассчитан в среднем на 50 вылетов в год, есть модели, которые у нас совершили уже по 500 вылетов», – объясняет Евгений, демонстрируя летательный аппарат. Он поставляется клиентам в удобном транспортном контейнере на колесиках, с небольшой катапультой (с которой и происходит запуск) в отдельном чехле. Наземная станция управления беспилотником, антенна и т. д. размещены в контейнере, а размер контейнера рассчитан так, что его легко можно разместить в багажнике машины и на багажной полке вагона или самолета.

Геоскан-201 — многоцелевой квадрокоптер

Другой комплекс – «Геоскан-201» – больше размером, рассчитан на более длительные полеты и более обширные территории. Но так же легок в эксплуатации – приобретая любой аппарат, клиент проходит 2-дневный курс обучения у сотрудников «Геоскана» и может самостоятельно проводить запуски.

Если же клиенты не хотят покупать комплекс или тратить время на получение разрешений на беспилотные полеты (а это целая стопка бумаг), то они могут заказать эту услугу у компании. Сотрудники «Геоскана» самостоятельно приедут на объект, отснимут территорию, обработают данные, проведут все необходимые исследования и предоставят клиенту готовые результаты: ортофотопланы, матрицы высот и текстурированные трехмерные модели с привязкой к местности, точность которой достигает 5–10 см.

Основные клиенты этого направления – геодезические компании, компании, которые занимаются кадастровыми работами, а с недавнего времени и сельскохозяйственные: «Геоскан» предлагает новую услугу – анализ почв и уровня созревания культур с помощью специальных спектральных камер, расположенных на борту планеров.

В прошлом году специалисты «Геоскана» отсняли все дороги Крыма, в этом – по запросу администрации Томска – всю территорию этого города: получена цифровая модель местности. А в 2013-м осуществили очень крупный проект – изыскания на трассе протяженностью более 2000 км, проходящей от Белоруссии до Казахстана. «Это первый случай, когда такое расстояние было охвачено с помощью беспилотной техники», – с гордостью говорят сотрудники компании.

Геоскан полет нормальный

Геоскан-401 позволит взглянуть с высоты под другим углом

Есть у компании и другие продукты: например, «Геоскан-401» – квадрокоптер, более маневренный летательный аппарат, снабженный камерой, которая может проводить съемку под разными углами. Кроме картографии он может применяться в кинопроизводстве, для съемок детальных панорам с высоты птичьего полета. В разработке сейчас находятся смартфон и планшет для индустриального использования (в первую очередь для нужд МЧС и РЖД) в морозостойком и ударопрочном корпусе.

Среди программного обеспечения, созданного в «Геоскане», выделяется система «ГИС Спутник» – это, по сути, модель земного шара. В этой программе весь материал, полученный во время полетов, можно подгрузить на реальные координаты и спроецировать на трехмерную модель Земли, а в дальнейшем уже на ней проводить различные измерения и мониторинг изменений в определенный интервал времени (тогда совершается несколько полетов). В этой программе можно оценивать изменения провиса электропроводов, контроль состояния вышек и других промышленных объектов.

Текст — Мария Рогалева
Фото — Геоскан
Предыдущая статья

Воплощаем стиль жизни в интерьере

Следующая статья

Америка режиссера Вима Вендерса