Гармония в дисгармонии
Знаменитый немецкий экспрессионизм стал реакцией молодых художников на категорийные для всего мира явления – Первую мировую войну, революционные перевороты, механистичность современной цивилизации. Поскольку явления эти для человека кризисные, то и реакция на них соответствует. Болезненное отторжение и сопротивление. Дисгармония. Уродливость в конце концов. Expressio на латыни означает выражение. То есть самым главным для немецких экспрессионистов было выражение всего хаоса личных эмоций и чувств посредством своего произведения, в данном случае, визуальный ответ миру.
В России, конечно, ситуация складывалась иначе. Русский экспрессионизм питали другие источники. Молодые художники, поэты, актеры и режиссеры театра (в России наблюдался мультиартистизм) бунтовали против буржуазных ценностей поколения родителей, за народность культуры, в частности искусства и литературы, за опрощение, за свободу самовыражения, за право художественного эксперимента. (Кстати, мотивы сходны с мотивами молодежной революции 1960-х годов.) Ясное дело, что реакцию молодых русских артистов уродливой назвать нельзя, она вполне гармонична. Это не ответ на мировую травму, а попытка освободиться от отечественных табу. Интересно, что в России даже такой, не слишком эпатажный, бунт вызвал шок.
В точке «Синего всадника», придуманного Василием Кандинским в Берлине, немецкая жесткость и русская мягкость пересеклись.
Для русских экспрессионистов тоже было важным выражение личных и чувств, но довольно часто они выражали своим творчеством реакцию целых групп современников, и это очень ценные свидетельства эпохи. Они точнее, чем фотографии, поскольку охватывали почти все сферы жизни и выражали мироощущение современников живыми эмоциями. Русский экспрессионизм – невероятно демократичное явление. Это единственная тенденция русского визуального искусства, которая не имела отдельного объединения, печатного органа и отдельных выставок. Он как бы встраивался в историю искусства естественным образом, находя для себя лакуны то в одной творческой группе, то в другой, то в третьей, везде, где были рады новейшим веяниям. В Москве экспрессивные художественные процессы проходили бурно, впрочем, как и другие, впрочем, как и всегда.
Здесь надо назвать некоторые имена для опознавания. Ларионов и Гончарова, Лентуллов, Фальк. Кончаловский, Кандинский, Бурлюк, Григорьев, Добужинский, Альтман, Анненков, Дейнека, Лабас, Тышлер. «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи», Общество станковистов, «Мир искусства».
Революционная романтика поддерживала экспрессионизм – были нужны эмоциональные плакаты, монументальная живопись, печатная графика. В 1925 году в СССР приехала выставляться основная платформа – немецкий экспрессионизм. В общем, до 1930 примерно года все происходило. Но затем случились параллельные события. Гитлер назвал немецкий экспрессионизм «дегенеративным искусством» и запретил его. Русский, советский то есть, экспрессионизм переместился в андеграунд до середины 1960-х годов. Так что полная картина представлена впервые за целый век. Даже больше, чем полная – вызывает недоумение (и не у меня одной) присутствие работ Филонова на празднике русской экспрессии.