ИскусствоКультураМестаПопали в историю

Фестиваль «Литература и кино»

Фестиваль «Литература и кино». 2005 г. Евгений Миронов и автопортрет Владимира Войновича на фестивале. 

Как журнал «На Невском»
добавил уникальности и красок «Литературе и кино»

На днях в Гатчине завершился 28-й Международный фестиваль «Литература и кино». Гран-при «Гранатовый браслет» достался киргизскому фильму «Шамбала», снятому по мотивам повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».

Были и другие награды, но чуть ли не главной интригой стал вопрос: кому вручат  приз имени Генриэты Ягибековой за верность кинофестивалю?  Он учрежден впервые, поэтому к нему было приковано особое внимание. А получил его дизайнер Фёдор Полевой, который попал в историю не только «Литературы и кино», но и журнала «На Невском».

Текст: Светлана Мазур

Фестиваль «Литература и кино». «Вернисаж. На Невском»

Генриэта Ягибекова – личность легендарная. Это она в 1995 году, в разгар разрухи, гиперинфляции и кризиса абсолютно всех жанров, создала фестиваль «Литература и кино». В ответ на злобу дня устроила киношникам, литераторам  и зрителям камерный душевный праздник в гатчинском кинотеатре «Победа», директором которого была. Так родился уникальный фестивальный формат – конкурс экранизаций литературных  произведений. Памяти Генриэты Карповны в этом году посвятили особую награду и торжественно вручили ее Фёдору Полевому. Потому что вклад его в «Литературу и кино» огромен и красив.

Фестиваль «Литература и кино». «Вернисаж. На Невском»

Генриэта Ягибекова и Фёдор Полевой

 

Правда, сначала, по словам Фёдора, он был тем человеком, которого попросили немножко помочь. А помогал он капитально: для первого фестиваля в 1995-м добыл спонсорский приз от компании «Петромебель». Диван и мягкое кресло презентовали тогда режиссеру Алексею Балабанову за фильм «Замок» по Кафке. Однако главная фестивальная миссия Фёдора Полевого касалась не кино, а изобразительного искусства: он устраивал выставки картин. Но только не профессиональных художников, а известных актеров, писателей, музыкантов, режиссеров.

Это были яркие и оригинальные экспозиции, они раскрывали для зрителей, участников и гостей фестиваля  новые грани таланта знаменитостей. Тогда, в начале века, никто еще до такого не додумался, это была идея нашего журнала, в котором работал Фёдор Полевой. Проект назывался «Вернисаж. На Невском». Он был не коммерческий, но известнейший французский коньячный дом, основанный еще в 18-м веке,  дарил его участникам свой благородный изысканный аромат.

На первой нашей выставке в Гатчине в 2004 году зрители увидели картины Станислава Говорухина, Анджея Вайды,  Александра Митты, Виктора Цоя, Льва Прыгунова и других известных людей из мира литературы и кино.

Фестиваль «Литература и кино». «Вернисаж. На Невском»

На фоне картин знаменитостей запечатлелись продюсер Наталья Иванова, актриса Вера Глаголева и Фёдор Полевой. 2004 г.

 

Не так-то просто было добывать картины для выставок. Общаясь со знаменитостями, Фёдор часто попадал в интересные ситуации. Например, когда пил чай в московской квартире Владимира Войновича. Писатель решил узнать его мнение о продолжении своего романа про солдата Чонкина. Фёдор честно признался: «Владимир Николаевич, мне понравился ваш первый Чонкин, не второй». Рисковал, конечно, но Войнович не обиделся, выставку не отменил, и после чая они вместе сняли картины со стен, упаковали, отправили в Гатчину.

Фестиваль «Литература и кино». Алла Демидова открывала выставку писателя Владимира Войновича и поэта и сценариста Тонино Гуэрры.

Алла Демидова открывала выставку писателя Владимира Войновича и поэта и сценариста Тонино Гуэрры. У каждого была своя техника. Войнович, например, называл себя наивным художником. 2005 г.

режиссер Рустам Хамдамов. 2006

А картины митька Виктора Тихомирова, снимающего интересное кино, представлял  сложный и загадочный режиссер Рустам Хамдамов. 2006 г.

 

На фестивале в 2006 году произошел неожиданный эпизод: во время разговора Рустам Хамдамов вдруг набросал два портрета – мужчины и женщины – и подарил их Фёдору. Эти рисунки, конечно же, были потом представлены на выставке.

Рисунок Рустама Хамдамова – подарок Фёдору Полевому.

Рисунок Рустама Хамдамова – подарок Фёдору Полевому. Один известный человек увидел его на нашем вернисаже и захотел купить. Фёдор ответил, что рисунок не продается.

Станислав Говорухин с интересом разглядывал вышивку Анастасии Мельниковой

Станислав Говорухин с интересом разглядывал вышивку Анастасии Мельниковой (наверху) и картины Виктора Голявкина (внизу). 2009 г.

Александр Адабашьян

Александр Адабашьян снимался у пяти своих картин. Кстати, на фото хорошо видна работа Виктора Цоя «Приглашаем в полет» – считается, что это его последняя картина. 2010 г.

Виктор Александрович Соснора

 «Как приятно, что сегодня с нами Виктор Александрович Соснора. Свой вернисаж журнал “На Невском” посвящает юбилею поэта»,  – сказала Ангелина Вовк, открывая выставку. Поэт был взволнован. 2011 г.

 

Графика Виктора Сосноры соседствовала с картинами Сергея Шнурова, открывшего новое направление в искусстве – брендреализм (это когда бренд определяет характер и стиль человека). В Гатчине, между прочим, Шнуровым заинтересовались представители областного суда – судьям его творчество очень приглянулось. Но приехать на кинофестиваль Сергей не смог.

Зато сенсацией стало появление петербургского поэта мирового масштаба Виктора Сосноры. В том году ему исполнилось 75 лет, он давно уже вел затворнический образ жизни, а вот в Гатчину  приехал. «Это моя первая выставка в России», – признался Виктор Александрович.

На том вернисаже говорили о художественных пристрастиях Сосноры и декламировали его знаменитую строчку: «Да здравствуют красные кляксы Матисса!» А стихи гениальных поэтов, как известно, время от времени сбываются. И вот пожалуйста – в 2014 году героем вернисажа стал Матисс. Правда, не французский, а американский. Пьер Матисс – внук прославленного Анри Матисса. Он жил во Флориде и считался одним из самых коммерчески успешных художников в мире. Во Флориде у Пьера Матисса была своя галерея, но и в фойе гатчинского кинотеатра «Победа» его творения смотрелись отлично.

Екатерина Васильева и Карина Разумовская, а также Фёдор Полевой

Картины Пьера Матисса впервые выставлялись в России. Открывавшие экспозицию Екатерина Васильева и Карина Разумовская, а также Фёдор Полевой были этим обстоятельством весьма довольны. 2014 г.

Евгений Князев на фоне лебедей петербургского дизайнера Татьяны Парфёновой

Евгений Князев на фоне лебедей петербургского дизайнера Татьяны Парфёновой, которая одевала многих актеров и прочих знаменитостей. Эта выставка поставила красивую точку в нашем живописном проекте. 2019 г.

Анастасия Мельникова в 2009 году

Все, кто перерезал ленточку на открытии наших выставок, всегда так же искренне радовались, как Анастасия Мельникова в 2009 году.

 

Вот такая история. Про то, как во все времена можно красиво и изобретательно реализовывать даже самые амбициозные проекты.

Фото из архива Фёдора Полевого.

 

Интересные персоны нашего города в рубрике «Попали в историю» : по ссылке…

Предыдущая статья

«Пиковая дама»7 октября в ДК имени Ленсовета

Следующая статья

«Телохранительница» 16 октября