ИскусствоКультураСобытия

В Эрмитаже появилась прекрасная садовница

В Эрмитаже открылась выставка одной картины – «Прекрасная садовница» или Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем работы знаменитого Рафаэля Санти. В течение двух месяцев посетители музея смогут полюбоваться шедевром эпохи Ренессанса, хранящемся сейчас в Лувре.

Эрмитаж «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти.

Текст: Наталья Шкуренок

Долгожданная Мадонна

Прекрасная садовница Эрмитаж

«Прекрасная садовница» Рафаэля. © 2020 RMN-Grand Palais (musée du Louvre)

 

Возможность, не выезжая из России, увидеть шедевр Рафаэля – действительно редкая удача. По словам Зои Купцовой, научного сотрудника Эрмитажа, хранителя итальянской живописи XIII–XVI веков и куратора выставки, даже посетители Лувра давно не видели эту работу.

– Картина крайне редко выезжала на выставки в другие страны, – рассказала Зоя Купцова. – К тому же почти три года назад началась ее реставрация, а когда она завершилась, случилась пандемия, Лувр и другие европейские музеи закрылись. И получилось, что после реставрации Петербург – первый город, который принял у себя этот шедевр.

В Эрмитаже работу Рафаэля ждали давно. «Прекрасная садовница» должна была приехать к нам еще в декабре 2020 года на выставку «Линия Рафаэля». Для нее в залах даже оставили пустое место в надежде, что, может быть, случится чудо, и она в последний момент все-таки появится в парадных залах Зимнего дворца. Тогда чуда не случилось, зато сейчас уже закрытая выставка получила своеобразное продолжение – Мадонне Рафаэля в полное распоряжение предоставили Аполлонов зал, где она царит, заполняя красотой и гармонией  все пространство.

 

 Мария в платье крестьянки

 

Рафаэлю было всего 24 года, когда он создал этот шедевр. Художник только что приехал из родного Урбино во Флоренцию, центр итальянского Ренессанса, и познакомился с работами великого Леонардо да Винчи и монаха-художника Фра Бартоломео, который оказал сильнейшее влияние на творчество Рафаэля. Он буквально как губка впитывал в себя новые идеи, приемы и техники, которые использовали флорентийские мастера. И «Прекрасная садовница» – яркое тому доказательство: исследователи творчества Рафаэля отмечают, что она отличается от его прежних работ, созданных в Урбино, – художник еще пишет на доске (холст в те времена только пытались использовать как экспериментальный материал), но уже применяет смешанную технику – не только темперные, но и масляные краски.

 

Сюжет картины – традиционный и для темы, и для эпохи. Юная женщина в алом платье и синем плаще-мафории сидит на камне на фоне спокойного деревенского пейзажа. На коленях у нее лежит книга, у ног стоят и сидят два обнаженных малыша. Если бы не тончайшие золотые нимбы над головами женщины и детей, изображение можно было бы принять за сцену сельской идиллии. Недаром долгое время, пока картина находилась в коллекции королевского дома Франции, ее называли «Мария в платье крестьянки». И лишь в XVII веке появилось современное название – «Прекрасная садовница».

– Сюжет, конечно, очень традиционный, и здесь много типичных деталей – от  цветовой гаммы до нимбов над головами, но все-таки традиционная иконография заметно изменилась, – считает Зоя Купцова. – В целом необычный характер всей работы – пасторальный, Мадонна действительно выглядит как обычная крестьянка, гуляющая со своими детьми. И весь ее образ – с одной стороны, и монументальный, она как будто бы восседает на троне, с другой стороны –  она сидит на простом камне. И даже пейзаж не характерный для Флоренции – он,  скорее, нидерландский. Так что у Рафаэля здесь все перемешалось, он, похоже, искал новые пути, приемы, образы.

 

Тайны Рафаэля

В истории появления «Прекрасной садовницы» и ее жизни на протяжении почти пяти веков все еще сохраняются некоторые тайны. Кто заказал Рафаэлю эту картину (художник жил только заказами) – непонятно. Есть версии: то ли житель Сиены Филиппо Сергарди, секретарь римского папы Льва X, то ли флорентиец Тадео Тадеи, приютивший Рафаэля в своем доме, когда он приехал из Урбино. Как работа попала во Францию – тоже понятно не до конца. То ли это был дипломатический подарок, то ли ее купили по заказу короля Франциска I, большого коллекционера, мецената, покровителя Леонардо да Винчи. Но все косвенные доказательства свидетельствуют в пользу этой версии: похоже, что картина всегда хранилась в очень хороших условиях, ее редко перемещали и отлично следили за ее состоянием.

Не понятна до конца и роль помощников и коллег Рафаэля в создании этой работы – известно, что часть облачения Мадонны дописывал его коллега Ридольфо Гирландайо. Приложили ли другие мастера руку к созданию картины – также пока неизвестно. Но исследователи творчества Рафаэля не сомневаются, что основные фигуры написаны рукой мастера.

 

Журнал «На Невском» советует не упустить уникальную возможность – увидеть в Эрмитаже на берегах Невы, шедевр «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти.

На Невском о других шедеврах Эрмитажа.

Сайт Государственный Эрмитаж.

Предыдущая статья

Эмоций выше крыши в песнях Ани Лорак концерт 12 августа

Следующая статья

Ботвинья для людей, все остальные отдыхают