Город и горожанеИнтервью

Джаз, dj и новое рождение арфы

С 14 по 16 июля на площади Островского состоится Международный джазовый фестиваль «Петроджаз». О традициях, сюрпризах и будущем джазовой музыки редакции «На Невском» рассказал директор «Петроджаза» Иннокентий Волкоморов.

– Нынешний сезон станет для «Петроджаза» 13 по счету. Нет ли суеверий на этот счет? Не боитесь, к примеру, что погода подведет?

– Мы не имеем особых опасений ни насчет числа 13 (лично я вообще считаю его удачным), ни насчет погоды. Удивительным образом в дни «Петроджаза» почти всегда ясно. На этот счет расскажу небольшой анекдот, приключившийся несколько лет назад. Перед фестивалем погода испортилась, начались проливные дожди. Накануне первого фестивального дня я давал интервью в прямом эфире одной из радиостанций. Кто-то из слушателей обеспокоился, что все отменится в связи с дождями. Но я ответил: вот увидите, дождь окончится вместе с началом фестиваля! И как по волшебству, за 5 минут до начала выступлений ливень действительно прекратился. Снова полило сразу по окончании программы, причем так внезапно, что со сцены мы уже спускались под дождем. После этого генеральный консул Израиля (у нас тогда шла расширенная израильская программа) Эдди Шапира подходит ко мне и говорит: «Слушал ваш эфир. В следующий раз, когда нам в Святой Земле понадобится пророк, я позову вас». Мы посмеялись, конечно, но получилось, что я и впрямь угадал. Наверное, все дело в том, что и зрители и музыканты настолько сильно ждут фестиваля, что сама атмосфера над площадкой от этого меняется!

Кроме того, в фестивале участвуют коллективы, обладающие достаточной харизмой и мощным звучанием. Такая музыка не теряла силы, витая над Невой (когда мы собирались на Петропавловке), не потеряет и теперь, разносясь над Невским проспектом.

– Чем удивит гостей программа этого сезона?

– В нынешнем году заявлено рекордное количество стран-участниц (включая Беларусь – 12). Говорю так потому, что раньше всегда Россия, Беларусь и Украина воспринимались как единое творческое пространство. У нас есть даже фестиваль-побратим в Киеве. Мы сотрудничали в прошлом – надеюсь, настанет момент, когда мы сможем продолжить совместную работу.

Ну а пока нас ждет обширная национальная программа из многих стран. В прошлом году нам впервые удалось собрать всю Балтию на одной сцене. Это было символично. В советские годы студенты из прибалтийских республик регулярно проводили в Ленинграде свой студенческий вечер, эдакий «пивной путч» с музыкой и дискотекой. Не секрет, что в связи с историческими событиями балтийские страны в последнее время от нас отдалились. В 2015 году мы впервые вынесли филиал «Петроджаза» в Таллин и Клайпеду, и вдруг увидели, как по нам соскучились. С нами хотели играть музыку, хотели нас слушать. Было здорово. После этого мы постарались вернуть в Петербург эстонских, латвийских и литовских музыкантов. В прошлом году это прекрасно получилось, и получилось удачно, так что в этот раз у нас будет вдвое больше составов из Прибалтики. Гости услышат выступления эстонского коллектива Estrada Orchestra (обладатели награды «Лучший альбом 2016 года»), а также эстонских музыкантов из команды Triophonix под руководством композитора и музыкального руководителя Русского театра Эстонии, Александра Жеделева (в их исполнении гости услышат незабываемый джаз и фьюжен-джаз).  Из Латвии везем латышско-германский коллектив Funcoolio (играют отличный фанк) и самую сильную фанковую группу страны Very Cool people. Из Литвы приезжают молодые победители клайпедского конкурса талантов Allergy +, они везут к нам крутой современный джаз-рок. Помимо Прибалтики в Северную столицу едут исполнители из Франции, Испании, Дании и так далее.

Наша главная задача – показать широкий спектр джазовых направлений, вместе со зрителем совершить путешествие по разным странам, школам и стилям – от классического джаза до передового авангарда. Безупречную джазовую школу представит маэстро Давид Голощёкин с его ансамблем. Впечатление от качественной классики подкрепит Jazz Philharmonic Orchestra под управлением Кирилла Бубякина. Дальше мы разовьем тему, проследим эволюцию джаза и в итоге доберемся до этно-рока в исполнении венгерской команды Djabe (примечательно, что эти музыканты работали с группой Genesis, а Стив Хэкетт, гитарист Genesis, продолжает периодически выступать с группой). Ярко будут представлены не только классика и фанк, но и блюз. Непременно стоит услышать выступление московско-американского проекта Dynamic James с бесподобной афроамериканской вокалисткой Кармэн Мокси.

Мы стремимся привить публике чувство более высокого музыкального вкуса, а потому собираем не просто талантливых музыкантов, а прогрессеров, тех, кто движет музыкальный мир вперед. Многие участники и сами являются организаторами фестивалей в своих городах (к примеру, у нас выступит группа El Tango, лидер которой проводит главный кировский джазфест). Также в этом году мы объединили усилия с «Блюзом дельты Невы» и «Свингом белой ночи». Оба фестиваля также проходят в июле, так что мы согласовали программы и выступаем единым фронтом, поддерживая друг друга. Вообще, можно сказать, что «Петроджаз» становится фестивалем фестивалей.

– Сохранится ли в этом году традиция мастер-классов для гостей?

– Безусловно! В этом сезоне мы продолжим экскурсию в область танца. В прошлом году гостей потрясла королева степа, американская звезда Сара Райх, в этом сезоне на фестивале зажжет звезда мирового масштаба Роксана Батерфляй.

– Зачем на джазовом фестивале танцы?

– Танец помогает раскрепостить зрителя. На открытых мастер-классах люди начинают по-настоящему ощущать музыку. Мы поощряем зрителя к активному досугу, а кроме того, стремимся сделать фестиваль интерактивным. Когда артист видит, как под его музыку танцуют тысячи человек, это невообразимо заряжает и дает энергию! Для наших гостей мы подготовили классы по самым разным направлениям. Будет и степ, и сальса, и форро, и линди-хоп, и буги и еще много чего.

– На ваш взгляд, почему джаз уступил позиции и в какой-то момент оказался за бортом массовой культуры?

– Я бы не стал так сгущать краски, в последнее время джаз как раз набирает популярность снова. Однако проблема существует, это надо признать. Полагаю, дело в том, что у нас недостаточно ярких и мощных джазовых исполнителей, в том числе вокалистов. И дело в образовании. У нас все прекрасно с классической школой, а вот джаз многие академики до сих пор считают чем-то несерьезным. Между тем в Европе джаз и классика преподаются параллельно, что позволяет артистам развиваться в универсальном ключе. Надеюсь, наш фестиваль и конкурс «Голос Петроджаза» будут способствовать популяризации джаза в целом и многих замечательных артистов в частности. Спасибо Комитету по культуре, благодаря которому нам удалось сделать бесплатным вход на фестиваль. Теперь у нас больше гостей, а, значит, качественный джаз услышат еще больше ценителей.

– Есть ли какие-то тенденции в мире джаза сегодня? В каком направлении будет развиваться джазовая музыка в будущем?

– Теоретическая база джаза уже сложилась. Пентатоника, атональная музыка – в современном искусстве, кажется, есть все. Как система джаз полностью состоялся, но непаханое поле открывается нам в плане повышения мастерства. Кроме того, джаз всегда впитывал все новое из других стилей и культур. Так, время от времени мы открываем для себя новые инструменты. В 2016 году мы впервые представили джазовую арфу! А уже в этом году, если все сложится удачно, Давид Голощёкин впервые за свою насыщенную творческую жизнь выступит с джазовой арфисткой, это будет очень необычный дуэт. На джазовую сцену выходят и абсолютно новые инструменты, как, скажем, гуслетар Бориса Базурова (сочетает в одном инструменте стик и гусли). Новые грани открываются и тогда, когда классические традиции встречаются с национальными. Так, на сцене фестиваля выступит «Квинтет четырех» (воспитанники «Терем-квартера»). Они играют джаз… на балалайке, баяне и даже смоленском рожке. Чем не новая форма? Словом, я вижу будущее за неожиданным сочетанием уже существующих музыкальных форм. И, надеюсь, мы доживем до того времени, когда не будет разницы между классикой и джазом, и все это будет называться просто музыкой.

О тенденциях и будущем джазовой музыки мы также попросили поразмышлять участника «Петроджаза-2017», создателя проекта Dizzy Dutch Duck Антона Боярских:

– Джаз – это эксперимент от начала и до конца. Сейчас джазовая музыка активно синтезируется с электронной. Музыканты находятся в поиске нового, актуального языка. Это обусловлено тем, что мы хотим вновь сделать джаз музыкой для всех, ведь, как сказал Майлз Дэвис, в 60-е музыка эта стала музейной. Все перешли на рок, соул и фанк. Сегодня есть необходимость сделать джаз понятнее, переложить весь этот музыкальный пласт на колеса современности. И при этом не лишить музыку ее теоретической составляющий. Например, мы в Dizzy Dutch Duck включаем в джазовое звучание диджейский пульт, причем в нашем случае диджей не просто ставит диски, а является таким же музыкантом, как, например, трубач. В поиске нового звучания мы используем слово, звуки, электронные девайсы, которые могут создавать атмосферу (скажем, звук дождя). Аналоговый звук встречается с электронным, и это рождает абсолютно новые ощущения.

Что касается будущего, я считаю, оно за технологиями. Композиционная школа уже состоялась, в первой половине 20-го века теоретики придумали все, что можно было придумать.

Текст: Наталья Белая

Предыдущая статья

Когда быть женщиной – снова в радость

Следующая статья

Какой портрет, какой балет и исторический сюжет!