Город и горожанеКультураМестаПерсоны

Бронзовый Александр Володин

Бронзовый Александр Володин в Матвеевском саду

Памятник Александру Володину создали скульпторы Игорь Фролов и Борис Сергеев по эскизу Григория Ястребенецкого

С ним мало кто здоровался на улицах – просто не знали в лицо. Скромный и застенчивый драматург, сценарист и поэт Александр Володин не был публичной личностью. Но если кому-то ни о чем не говорит это имя, то это еще ни о чем не говорит. С ним все давно знакомы, потому что «Звонят, откройте дверь», «Старшая сестра», «Дочки-матери», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская», «Пять вечеров» и даже «Осенний марафон» – это он. 17 декабря уже 21 год, как его нет с нами, но недавно он появился в Петербурге в виде памятника – как будто присел на скамейку недалеко от дома, где жил.

Текст: Светлана Мазур

Фото: Наталья Шкуренок

Бронзовый Александр Володин

«А что природа делает без нас?
Кому тогда блистает снежный наст?»

С этих стихов начинается «Осенний марафон» – Бузыкин диктует их своей любимой девушке-машинистке. И стихи, и всю эту историю сочинил Александр Володин. Правда, не совсем сочинил. Как оказалось, этот сюжет из его собственной жизни. «Я не мог понять, как можно сказать жене, что я люблю другую и ухожу. Вот так я испортил жизнь этой женщине и жене, которая всё знала. Сначала догадывалась, потом я ей сказал. Но не ушел», – признавался Александр Моисеевич в интервью. В реальности всё было трагичней, чем в кино: его возлюбленная умерла молодой, а их общего сына Алешу Володин взял к себе. Вместе с женой они его и вырастили, а потом их старший сын Володя, талантливый ученый, увез мальчика в Америку.
«Мои герои – все они идут изнутри меня самого, а я себе не нравлюсь, потому и сочувствую им, стыжусь за них», – говорил Володин и дарил друзьям свои книжки с вырванными страницами, с перечеркнутыми строчками: «Там было много чепухи – зачем вам это читать?» Ненавидел интервью. А если соглашался, просил ничего не спрашивать о войне (он воевал и был тяжело ранен), о сиротстве (мать рано умерла, а мачеха его не приняла, поэтому с пяти лет он жил у дяди), о женщинах (несмотря на его внешнюю невзрачность, они в него страстно влюблялись) и о рюмочных (в своей любимой забегаловке, которая называлась «Стаканчики», он устроил 19-й век: целовал официанткам ручки, а одна девушка даже делала книксен). Впрочем, сам же про все это потом рассказывал. Потому что это правда.

«Почему-то торжествует правда.
Правда, потом.
Ho обязательно торжествует.
Людям она почему-то нужна.
Хотя бы потом».

Пожалуй, это самые известные поэтические строчки Александра Володина. Они всегда актуальны, так уж устроен мир. Вот и история с памятником драматургу пошла именно по этому сценарию.
Эскиз памятника Володину уже давно создал известный петербургский скульптор Григорий Ястребенецкий, автор более 50 памятников, мемориальных ансамблей, монументальных скульптурных композиций в России и за рубежом. Правда, в начале своего творческого пути он чуть не стал художником-абстракционистом, потому что родители отдали его учиться живописи одной частной художнице, а она оказалась абстракционистской. «Почему ты небо пишешь не синим, а красным?» – строго спрашивали его в студии Дворца пионеров, куда он потом поступил. «А я так вижу!» – гордо отвечал Ястребенецкий. Кстати, тогда, в конце тридцатых годов, лучшие детские работы выставляли в витринах магазинов по всему Невскому проспекту, и рисунок юного художника Ястребенецкого «Патруль» стоял в окнах «Лавки писателей» напротив Аничкова дворца. В общем, с детских лет он украшал Питер своим искусством. Но потом все-таки перешел в кружок скульптуры, а живопись бросил. В Академию художеств поступил уже после войны, а воевал с первых дней, хотя к тому времени ему не исполнилось еще восемнадцати лет.
Григорий Данилович Ястребенецкий создал великолепную галерею скульптурных портретов наших знаменитых современников: академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, композитора Андрея Петрова, актера Кирилла Лаврова, писателя Даниила Гранина и многих других. Но, к сожалению, так и не увидел скульптуру Александра Володина, хотя годами боролся за то, чтобы она появилась в Петербурге. Ястребенецкий ушел из жизни этой весной. Прожив 98 лет, немножко не дождался момента, когда в ноябре на Петроградской стороне открыли памятник драматургу Володину. Его создали скульпторы Игорь Фролов и Борис Сергеев по эскизу Григория Ястребенецкого.

«Нашел никем не занятое место.
Стоять на нем назначила судьба.
О вашей жизни долетают вести.
Забавные, летят ко мне сюда».

Место для памятника Володину выбрали не случайно: в Матвеевском саду, напротив дома № 44 по Большой Пушкарской, где Александр Моисеевич жил много лет. Когда-то очень давно здесь стояла церковь святого Матфия (не путать с евангелистом Матфеем, это два разных апостола), а прихожанкой этого ветхого деревянного храма была Ксения Петрова, будущая блаженная Ксения Петербургская. Здесь она молилась, венчалась, исповедовалась, причащалась.
Одним словом, садик исторический. Мог бы стать еще и задушевно-лирическим, если бы бронзового Володина не вознесли на черный постамент. Это обстоятельство как-то не вяжется с идеей скульптора оставить место рядом с драматургом для народа – народ туда так просто не попадет. Видимо, этого и добивались устроители памятника, потому что постамент этот называют антивандальным.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Моисеевичем посидеть рядом на скамейке и о чем-то важном помолчать. Да и сам он наверняка предпочел бы слезть с пьедестала, потому что был невероятно застенчив, не хотел ни над кем возвышаться. Вообще, он всегда оставался самим собой – и в жизни, и в творчестве. Сверхъестественная интеллигентность, искренность, душевность делали его большим оригиналом, проникали в его пьесы и стихи, где размышления о вечных ценностях ненавязчиво сочетались с будничной реальностью, часто драматичной, порой абсурдной и смешной, но всегда правдивой и жизненной.

Предыдущая статья

Туризм Москва - возможности

Следующая статья

Концерт "На Подъёме" 10 января 2023