Места

Дверь в пятое измерение

Открываешь эту дверь – и попадаешь в типичную советскую коммуналку прошлого века. Коридор с зелеными стенами, с детскими ванночками и санками. Обшарпанные двери ведут в комнаты. Ты еще не знаешь, что там увидишь, когда войдешь… В образе коммуналки предстала выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение». Журнал «На Невском» считает, что это музейный шедевр.

Текст и фото: Сергей Спиридонов  

Раздвигая пространство и время

«Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов». Эти строчки из «Мастера и Маргариты» можно считать эпиграфом к выставке.

В романе Булгакова комната московской «нехорошей квартиры» вмещает бесконечную лестницу и бальный зал. У Ахматовой в «Поэме без героя» стены ленинградской коммуналки расступаются, и к автору под видом ряженых приходят тени из прошлого.

пятое измерение

Выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» тоже  раздвигает границы пространства и времени. Посетителям предлагается погрузиться в эпоху, в которую жили поэт и писатель, и выйти из обыденности в пространство творчества. Где только стол, чернильница, рукопись, полет мысли и фантазии. Это и есть пятое измерение.

 Образ коммуналки в этой истории

Идея выставки принадлежит музейному эксперту Леониду Копылову. Над ней работала большая творческая команда Музея Ахматовой в Фонтанном Доме, где она и проходит. Художником проекта стал известный архитектор Сергей Падалко. Именно у него интересно было узнать, как возник образ коммуналки.

– Очень быстро родилась идея коммунального коридора. И с Ахматовой и с Булгаковым он ассоциируется очень прочно. А дальше уже была работа с этим художественным образом. Каждая дверь коридора ведет в свое тематическое ответвление.

У нас отражены семь встреч Булгакова и Ахматовой. Он, по его собственному признанию, поэзию не любил. Умом понимал, а сердцем – нет. Но к Анне Андреевне относился с большим уважением. Ахматова была дружна с его женой – они сошлись на почве интереса к потусторонним силам. В эвакуации, в Ташкенте, Елена Сергеевна Булгакова познакомила Анну Андреевну и Фаину Раневскую с машинописной копией «Мастера и Маргариты». Раневская читала главы из романа, Ахматова восхищалась. Так и говорила про Булгакова: он гений. У нас есть комната, посвященная этому эпизоду.

Фонтанный дом

Михаил Булгаков

Коридор как жизненный путь

 За дверями коммуналки возникают сюжеты выставки. Жизнь Ахматовой и Булгакова в дореволюционном Киеве, их знакомство в Ленинграде. Зал заседаний, где устраивали судилища над «отщепенцами». Его объявили мелкобуржуазным писателем, ее – поэтессой, которая «мечется между будуаром и молельней».

Комната Булгакова

Каждый сюжет представлен художественной инсталляцией, в которую включены музейные экспонаты:

  • рукописи,
  • портреты,
  • фотографии,
  • акварели
  • графика с видами Москвы и Ленинграда той поры, пригласительные билеты и театральные афиши 1920–1950-х.

Музей Ахматовой

Из этого коридора нельзя войти только в одну комнату. Ее дверь опечатана сургучом: хозяин арестован.

 Те самые рукописи, что не горят

Они оба не вписались в сталинскую реальность. В экспозиции есть пепельница Ахматовой, в которой она сжигала страницы своего «Реквиема», поэмы скорби по жертвам репрессий. Лидия Чуковская вспоминала: «Анна Андреевна… исписывала клочок бумаги и протягивала мне. Я прочитывала стихи и запомнив, молча возвращала ей. Ахматова, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей». 11 человек  знали наизусть «Реквием», и никто из них Ахматову не предал.

печка для рукописей

«Печка уже давно стала моей излюбленной редакцией»,

– писал Булгаков. Ему тоже приходилось жечь рукописи своего романа.

Их взаимоотношениям со Сталиным посвящена отдельная комната. А еще есть чулан со стеклянными банками. Через стекло можно прочитать тайные мысли Булгакова и Ахматовой, страницы рукописей «Мастера и Маргариты» и «Поэмы без героя». Некоторые черновые варианты, не вошедшие в эти произведения, увидеть можно только здесь.

Сталин и Ахматова

Уникальные экспонаты в потрясающих декорациях вызывают сильные эмоции и делают выставку произведением музейного искусства. Она работает в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме до 1ноября.

Предыдущая статья

Близко к сердцу

Следующая статья

Финал ежегодного всероссийский конкурса «АтмосфераProfi»