ИскусствоКультураМодаМода / Стиль

Самая модная книга года

Историк моды Марина Скульская – не только эталон стиля и яркий профессионал, к мнению которого прислушиваются самые известные дизайнеры. Она еще автор бестселлеров «Мода. Самое человечное из искусств» и «Адам и Ева. От фигового листа до скафандра». Ее книги – просто кладезь знаний о моде разных эпох. И что самое ценное – в них всегда перекинут мостик из прошлого в современность. В ноябре выйдет ее новая книга – «Мода и Театр. От охотничьих плясок до фэшн-шоу». Увлекательная, познавательная и единственная в своем роде. В чем ее уникальность? Марина рассказала об этом в прямом эфире журнала «На Невском», с которым дружит уже много лет и часто общается.*

 Текст: Светлана Мазур

Мода и Театр

Уникальные истории про моду и театр

– Мне всегда интересно, как история отражается в современности и как она может отразиться в будущем. И в моей новой книге есть это сочетание прошлого и настоящего, над которым можно поразмыслить. Она называется «Мода и театр. От охотничьих плясок до фэшн-шоу».

Должна сказать без ложной скромности: книг о том, как мир театра связан с миром моды, до сих пор еще не было. А я читала лекции на эту тему и очень ею увлеклась. Интересно было докопаться до сути самых разных вопросов и странностей. Ну, скажем, почему трагедия переводится как «песнь козлов»? Я связываю древнегреческий культ козла и сатиров с русским культом козы и козла. Рассказываю, как рога оказались на сатирах, на чертях. И как в конце концов черт превратился в комическую фигуру потрепанного денди. У Достоевского, например, и у Чехова. Он жалуется на сатану и на то, что ему не платят вовремя жалованье…

В 12-ти главах книги – 12 самых интересных сюжетов о взаимоотношениях театра и моды. От эпохи Верхнего палеолита до фэшн-шоу, которые сейчас безумно театральны. Они даже иногда соперничают с бродвейскими постановками.

модная книга

Драма на охоте за шубой

– Почему всё начинается с охотничьих плясок? Потому что они были первыми представлениями: мужчины изображали успешную охоту. Кто-то из них был зверем, которого убивали и с которого снимали шкуру. За этим действием наблюдали женщины и дети.

Женщин не пускали на сцену до 16-го века. Как они туда пробивались –  увлекательная феминистская история. Англия одна из первых разрешила женщинам появляться на сцене. Это сделал, как известно, Карл II, очень большой поклонник театра. Почему он принял такое решение? По этому поводу есть замечательный анекдот. Приходит Карл II в театр, а спектакль не начинается. Он спрашивает приближенных: почему не начинается? Ему отвечают: Джульетта бреется… Выдумка, конечно, но она очень характерна для той галантной эпохи.

В этом сюжете я рассказываю еще и о том, почему мы с таким трепетом относимся к меховым вещам. Потому что до начала 20-го века мех всегда покрывали тканью. Шубы мехом наружу были абсолютно невозможны в повседневной жизни. И в русской культуре и во многих других выворачивали мех наружу только во время обрядов и в театре, когда превращались в кого-то другого – в зверя. Только в начале 20-го века появились революционные шубы, к которым мы привыкли. Причем, как и сегодня, в них соединялись самые разные меха: норка, тут же опоссум, тут же мех обезьяны. Это было какое-то сумасшествие, дань новой жизни и абсолютно новой культуре.

отрывок из самой модной книги

И даже в области балеток мы впереди планеты всей

– Или такой вопрос: почему балетки называются балетками? Дело в том, что на рубеже 18–19 веков наступила античная мода и переодела всех танцоров балета. Если помните, у Пушкина Евгений Онегин говорит: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Что это за Дидло, который надоел Онегину? На самом деле – величайшая фигура в истории театрального искусства. Он положил начало того русского балета, которым сейчас восхищается весь мир. Революционный хореограф и танцор, Дидло одним из первых стал отказываться от париков, от безумных головных уборов с перьями. И от каблуков, которые он заменил мягкими туфлями. А женщины у него в балете танцевали в модных тапочках, сегодня мы называем их балетками. Получилось так, что из моды они пришли в балет, а со сцены снова вернулись в моду. Уже с новым театральным названием.

Свежий взгляд на чеховскую чайку

– До появления кинематографа именно театр и литература колоссальным образом влияли на моду. И фактически сцена была таким, я бы сказала, современным глянцевым журналом. Лучшие дизайнеры мира создавали костюмы для исторических и современных постановок, одевали знаменитых актрис и называли в их честь новые модели. Самая разная публика приходила в театр, и все хотели заказать наряды, которые они видели в спектакле. Причем спектакль мог быть  на самую разную тему из самой разной эпохи. Прославленные модные Дома размещали рекламу одежды и аксессуаров на веерах, афишах и программках.

Интересно, что убитая чеховская чайка вполне могла быть украшением шляпки. Потому что в то время не только перья были на самом пике моды, но и чучела птиц: волнистых попугайчиков, домашних канареек, даже чаек. Это такой свежий взгляд на всем известную пьесу.

Костюмированная бесконечность

– Связь моды и театра очень интересна, очень крепка. Много удивительных сюжетов объединяют самые разные культуры мира. В книге масса открытий, старинных находок и роскошных иллюстраций. Я безумно благодарна всем творческим людям, которые делают возможным ее выход. И всем моим читателям, которые ее заранее заказывают и тем самым поддерживают это очень-очень дорогое издание.

Книга «Мода и театр. От охотничьих плясок до фэшн-шоу» выйдет в ноябре в издательстве ДИТОН, будет представлена в книжном магазине Эрмитажа, в Театральном музее, Школе стиля Елены Анненковой фотографии этой школы есть в книге Марины Скульской*. Можно заказать ее на ozon.ru. И лично у меня с моей подписью.

Презентация книги состоится в конце ноября в Доме-музее Шаляпина. В свое время шаляпинский Мефистофель потряс общественность. И масса людей заказывали себе такое же трико, часто ярко-красного цвета, чтобы покрасоваться в нем на маскараде.

Изучать историю моды можно бесконечно. Очень много ниточек тянется от какого-то одного предмета, костюма к самым разным аспектам культуры. В этом смысле мода – это такой ковер-трансформер. Узор постоянно меняется.

*Фото из книги Мода и Театр Прим. ред. https://nanevskom.ru/12092020vimidzhe/

*Модный завтрак с Мариной Скульской.

Модный завтрак с Мариной Скульской в ресторане «Метрополь»

Предыдущая статья

Уголок Британии в Петербурге

Следующая статья

«Главное в жизни – найти себя…»