Елисеевский магазин на Невском 120 лет
Елисеевский магазин на Невском
Лариса Ахмадеева. Невский, пасмурно, вечереет. 2018 г.
Знаменитый Елисеевский магазин открылся на Невском осенью 1903 года. По сути это был элитный торгово-развлекательный комплекс начала 20-го века. По форме – небывалый купеческий шик-модерн. Роскошный, эпатирующий публику, овеянный легендами.
Текст: Светлана Мазур
Фото: Наталья Шкуренок
120 лет назад на Невском
появился Елисеевский магазин и всех шокировал
Пётр первый поразил петербуржцев
Эту историю в Петербурге любят и часто рассказывают. В красках описывают, как на званом рождественском ужине у графа Шереметева в 1812 году случилось чудо: посреди зимы гостям подали свежую землянику, которую вырастил в парнике крепостной графа Пётр. Как пораженные гости попросили позвать садовника и как довольный произведенным впечатлением граф поинтересовался, чем он может его отблагодарить. «Свободой», – ответил Пётр. И Шереметев дал ему вольную и сто рублей в придачу: на них бывший крепостной открыл свою лавку на Невском и вскоре стал процветающим купцом Елисеевым.
На самом деле это всего лишь красивая легенда. Лавку Пётр Елисеев действительно открыл, но вот на какие деньги – неизвестно. Скопил, наверное. Зато известно, что никаким крепостным он никогда не был: в Питер приехал из деревни Новоселки Ярославской губернии, где крестьяне не принадлежали помещикам, а платили оброк государству.
А вот чего у него точно было не отнять – так это умения удивлять. Прославился он тем, что торговал на Невском поштучно экзотическими в то время апельсинами. В своей лавке, где поселился с женой и детьми, продавал привезенные из-за границы финики, свежие фрукты, сыры – так называемые колониальные товары. И в конце концов основал знаменитый торговый дом.
Сыновья добавили к ассортименту вино, которое заготавливали из винограда в Европе, а потом производили а Петербурге. Внук Петра Елисеева Григорий изучал виноделие за границей, а когда вернулся в Россию, стал главой семейного бизнеса.
Купеческое слово в петербургской архитектуре
Дар удивлять публику передался ему от деда: Григорий Елисеев решил поразить воображение состоятельных петербуржцев новым магазином на Невском. Привлечь покупателей не только элитным товаром, но и небывалой архитектурной роскошью. И озадачил этим друга семьи – архитектора Барановского.
Гавриил Барановский какое-то время работал в мастерской знаменитого Павла Сюзора, автора дома Зингера, и они оба стали одними из первых в Петербурге возводить здания в стиле модерн. И зингеровский дом, и елисеевский строились одновременно, но магазин все-таки открылся раньше.
Причем до самого открытия его скрывали от публики деревянными щитами. Вот что записал автор книги «Петербург в 1903–1910 годах» Сергей Минцлов:
«26 августа. Строительная горячка, несколько лет назад охватившая наш Богом подмоченный Петербург, продолжает свирепствовать. Везде леса и леса… Понемногу открывается новый дом Елисеева, что против памятника Екатерины на Невском. Многие нарочно ездят на верхах конок, чтобы полюбоваться этим зданием, предназначенным, к сожалению, не для музея или театра, а для магазина – монстра по части выпивок и закусок… Облупленный Александринский театр угрюмо выглядывает из-за сквера напротив в виде иллюстрации к тому, что такое в наш век искусство и что выпивка».
Известный летописец все же ошибся: когда Елисеевский на Невском открылся, стало ясно, что он не только магазин. Об этом сообщила газета «Петербургский листок» 8 сентября 1903 года:
«Вчера, 7 сентября, состоялось освещение магазина торгового товарищества “Братья Елисеевы” в помещении, отделанном необычайно роскошно и занимающем большую часть нижнего этажа. В 3 часа дня был отслужен молебен перед чудотворным образом Казанской Божией Матери (из Казанского собора)… Верхние этажи занимают два громадных зала, которые будут отдаваться доля концертов и выставок… Здание выстроено по проекту гражданского инженера Г.В. Барановского. Весь фасад облицован гранитом с роскошными наружными украшениями из бронзы и железа…»
Роскошный монстр раннего модерна
Громадное панорамное окно, огромные витражи, ажурный металлический декор. Конечно, Елисеевский магазин крикливо выделялся среди домов столицы: мол, такого вы еще не видели! Поэт Георгий Иванов в «Закате над Петербургом» писал: «На Невском, как грибы, вырастали одно за другим “роскошные” здания – настоящие “монстры”, вроде магазина Елисеева или дома Зингера». Народ прозвал этот магазин Кондитерским Пирогом.
Дом Елисеевых на Невском. Архитектор Гавриил Барановский
А это был ранний модерн, который проповедовал Барановский. Технические новации позволили создавать более сложные элементы и конструкции. Не случайно четыре аллегорические скульптуры не просто украшали здание –символизировали торговлю и промышленность, искусства и науки. Магазин создавался по последнему слову науки и техники. Например, гидроизоляция подвалов спасла продукты во время наводнения в октябре 1903 года, терморегуляторы поддерживали нужную температуру. А что касается искусства, то уже 30 марта 1904 года открылся в магазине театральный зал, чтобы сдавать его в аренду разным коллективам.
В честь этого события, по свидетельству «Биржевых новостей», на торжественный раут пригласили почти тысячу гостей, в том числе и великосветских. На мраморной лестнице их встречал хозяин дома и его сверкающая бриллиантами жена. Театральный зал восхищал изяществом интерьера, огромными зеркалами и тропическими растениями. Актеры Михайловского театра сыграли французский водевиль. В антракте зрителей угощали фруктами, конфетами и шампанским.
Кроме магазина и театра здесь появились рестораны и банки, даже курсы счетоводов открылись. Не только на Невском, но и во всей торговой империи Елисеевых дела шли как по маслу, и они оставили позади многих конкурентов.
Любовь и золото
«– Как дела? – Очень хороши: я открыл магазин с рублем в кармане, а теперь у меня сорок тысяч долга!» – такую сатирическую зарисовку опубликовал «Петербургский листок» 9 сентября 1903 года, на следующий день после открытия Елисеевского магазина на Невском. Но тогда казалось, что уж этой купеческой династии никакой крах не страшен.
Однако в 1914 году крах всё же произошел. Но не из-за начала Первой мировой войны, не из-за экономического кризиса – из-за страстной любви. 50-летний Григорий Елисеев, глава семейного бизнеса, влюбился и предложил жене развод. Жена от горя и обиды покончила с собой, и он обвенчался со своей молодой возлюбленной. Дети ему этого не простили, отказались от наследства и продолжения семейного дела. Но и сам влюбленный отец тоже уже не хотел ворочать миллионами, а потом и вовсе укатил в Париж. А тут еще революция, национализация…
Перед эмиграцией Елисеев перевел свои накопления во Францию. Но не все. Золото переплавил в огромную люстру и повесил ее в торговом зале. Надеялся когда-нибудь вернуться… Правда, как выяснилось, та самая люстра появилась в магазине лишь в 1930-е годы, и золотой она не была.
В общем, так вышло, что и начало и конец этой истории овеяны легендами: и про землянику на Рождество, и про золото в люстре. Зато реальность, как это часто бывает, оказалась покруче легенд. В те самые тридцатые годы 20-го века в театр бывшего дома Елисеевых пришел новый художественный руководитель – и сцена заблистала его постановками ярче золота. Это был прекрасный и удивительный Николай Акимов, имя которого носит нынешний Театр Комедии.
Ну а сам магазин уже в 21-м веке еще раз поразил публику – своей сказочной витриной по проекту Михаила Шемякина с движущимися персонажами «Щелкунчика».
Герои «Щелкунчика» оживили витрину магазина
Впрочем, купеческий модерн дома Елисеевых и сейчас предстает небывалым и ни на что не похожим явлением из прошлой жизни на Невском.
Метки: Елисеевский магазин на Невском, архитектор Гавриил Барановский, ранний петербургский модерн, легенда о Петре Елисееве, товары и вино купцов Елисеевых, Григорий Елисеев, «Петербург в 1903–1910 годах» Сергея Минцлова, «Закат над Петербургом» Георгия Иванова, крах торговой империи Елисеевых, легенда про золото в люстре, Николай Акимов, Театр Комедии, персонажи «Щелкунчика» Михаила Шемякина.
Куда пойти в Петербурге? Рекомендует журнал «НаНевском» : по ссылке…