КиноКультураНовостиПерсоны

Фильмы Сергея Дебежева 12 фильмов Сергея Дебежева

Фильмы Сергея Дебежева.  Гимн великому городу

В Петербурге в кинотеатре «Варшавский экспресс» началась ретроспектива фильмов культового режиссера Сергея Дебежева. Зрители увидят 12 картин – самых значимых, самых известных. Фильмы Сергея Дебежева. Они все разные, но линия прослеживается четко: от авангарда к классицизму. Предваряя показ режиссер в компании друзей и единомышленников рассказал о некоторых работах: прошлых и будущих.

Фильмы Сергея Дебежева — 12 фильмов

«Мы бились в творческом угаре»

Как говорил основатель «Поп-механики» и музыкант-мистификатор Сергей Курехин, «Состояние оторопи очень полезно для человека», в этот момент он отрывается от реальности, перестает заземляться.  Оторопев, мозг начинает работать по-другому, креативить и зажигать. Вот почему легкий шок, в котором пребывали зрители 90-х после просмотра фильма Сергеяя Дебежева «Два капитана – 2» очень показан даже с медицинской точки зрения. Фильм, прогоняющий сознание с насиженного места произвел фурор в свое время, а сейчас открыл ретороспективу режиссера в кинотеатре «Варшавский экспресс». И вот что удивительно – несмотря на искушенность современного зрителя – картина не потеряла терапевтический эффект. Те, кто ни разу не смотрел «Два капитана – 2» (некоторые в силу возраста) оторопели и лихорадочно соображали: смеяться или сосредоточенно искать тайные смыслы? Что это: бред сумасшедшего, абракадабра или новое слово в искусстве? И как такой безбашенный авангард в исполнении Дебежева и Курехина мог просочиться в 90-е на советские экраны и даже в святая святых – на 1 канал.  А вот этот факт остается загадкой даже для самих участников творческого смелого беспредела.

Сергей Бугаев (Африка):  «Съемок этого фильма не должно было быть в тех условиях, а создатели должны были быть расстреляны. Этого почему-то не произошло, и музыканты продолжали писать загадочные песни, рисовать ничего не значащие картины, снимать непонятное кино.»

Сергей Дебежев: Я поздравляю тех, кто в 1991-1992 годах смотрели эту картину и имеют это знание до сих пор у себя внутри. И рад за тех, кто смотрит картину в первый раз, потому что у них есть возможность почувствовать ту степенно накала психоделических идей, которые обуревали лучших людей начала 90-х. В попытках объяснить необъяснимое мы бились в творческом угаре. Получился первый псевдодокументальный психоделический, пророческий во многом, фильм. Такие люди, как Сергей Курехин, пытались понять, что же нас ждет впереди и осуществить этот переход, изменить сознание. В этом фильме вы найдете много вещей. объясняющих все, и в то же время не объясняющих ничего. Это, как сказал когда-то профессор Самохвалов: «Бред вчера, наука завтра. Кстати, если бы Курехин жил бы сейчас, он бы конечно зажег. Он бы дал джаза. В отличие от почти всех нынешних рокен-рольщиков.»

Сакральные места России

Начиная с картины «Гимн великого города», режиссер переходит на другой качественный уровень съемок: это масштаб, мощная работа с изображением, уникальные кадры. Это фильмы – зрелища. Идея Дебежева – сделать гимн нашей стране, которую часто представляют в негативном свете, особенно заграницей. А вообще-то наша одна шестая суши с ее жителями – это самое прекрасное место в мире.

Сергей Дебежев: «Я считаю, что в нашей стране существуют важнейшие узловые точки энергетически мощные, из которых и складывается часовой механизм под названием жизнь. И вот мы начали с Петербурга («Гимн великого города»), потом Крым («Крым небесный»), потому что, когда Создатель делал нашу землю, над Крымом он особенно долго трудился, добавив туда все удивительные климатические и природные феномены. После этого мы поехали на Соловки, самый северный духовный центр России. В течение двух лет съемочная группа приезжала и снимала те события, которые сами вели за собой. Соловки невозможно понять, изучая какие-то исторические книги, это можно только почувствовать находясь там непосредственно.

«Про Соловки – это поражаться и смиряться»

На Московском международном кинофестивале фильм «Святой архипелаг» получил «Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм в номинации документальных фильмов. Это первая России награда с 50-годов в области документального кино. В жюри этого конкурса два человека из трех обязательно должны быть иностранцы, которым наше понимание мира абсолютно чуждо. Поэтому русские документальные фильмы никогда не получали призы. Режиссер считает награду одним из соловецких чудес.

И еще одно чудо – переполненные залы, где молодежь – преобладающие зрители..

Фильмы Сергея Дебежева. Кадр из фильма «Святой архипелаг»

Кадр из фильма «Святой архипелаг»

Сергей Дебежев: «Соловецкий монастырь отличается от других, он самый северный и самый закрытый. Это тайное место. Я не рекомендовал бы туда ездить людям из любопытства. Глазеть – это не про Соловки. Про Соловки – это поражаться и смиряться. Там все по-другому. Когда стоишь и смотришь из каких валунов сделан кремль, а некоторые из них размеров с внедорожник, ты просто не понимаешь, как это могли сделать люди. Не говоря уже о природе вокруг – эта стальная северная удивительная природа, у нее какой-то другой принцип существования. Так как на меня повлиял этот фильм, никакой другой не влиял. Почувствовать, что такое бесконечность, что такое божественные энергии, которые завладевают человеком. Это может дать только углубленное созерцание. Навязанная человеку модель, что самое важное это тело и интеллект – это ложный путь. Человек состоит в большой части из духа, нежели из тела. А нам транслируют, давайте мы будем обслуживать свое тело, стремится к комфорту и благосостоянию, и материальное даст нам счастье. Но это же не так. Комфорт никогда не приносил душевного комфорта. Когда тело над духом – это неправильно.»

Фирменный кинодизайн

Именно в Соловках съемочную группу застала пандемия, по возвращении режиссер застал Петербург абсолютно пустым и сразу взялся за камеру. Так появился фильм «Пауза». Кого интересует тема авангарда и русских революций – тому к просмотру рекомендован «Раскаленный хаос».

Сергей Дебежев: «Там мой личный взгляд на этот вопрос представлен бескомпромиссно и безальтернативно. Часто бывает так: одни эксперты говорят одно, другие – другое. А ты, уважаемый зритель, попробуй в этом разберись. Типа, думай сам.  В этом фильме одна линия, один взгляд.»

Кадр из фильма «Пауза»

Кадр из фильма «Пауза»

Историк кино Михаил Трофименков посоветовал зрителям на фильмах Дебежева всегда держать в голове то, что режиссер прежде всего художник по образованию. Он учился на экспериментальном курсе, где занимались созданием дизайна будущего, новой стилистики. Он стилист и по жизни, и по философии, те, кто с ним знаком, знают, что он создает вокруг себя волшебную среду – на уровне макрокосмоса создает стиль меняющейся эпохи. Сергей – кладезь кинематографических идей и гений монтажа.»

Сейчас Сергей Дебежев работает над фильмом «Крест» – масштабный фильм о христианской истории мира. К счастью, экраны наших кинотеатров понемногу очищаются от фильмов –фантиков, понемногу становятся доступны для качественного российского кино. Режиссер считает важным вырвать людей из виртуального мира и вернуть в настоящую теплую человеческую жизнь. В том числе и с помощью хорошего фильма.

Ретроспектива проходит в рамках проекта КАРО.Арт при поддержке кинопрокатной компании «Кино.Арт.Про» и приурочена к десятилетию кинокомпании «Два Капитана».

Фильмы Сергея Дебежева в рамках проекта КАРО.Арт

3 февраля, 16:00 «Теория Хаоса»

3 февраля, 18:30 «Золотое сечение»

4 февраля, 18:00 «Гимн великому городу», «Пауза в Санкт-Петербурге»

8 февраля, 19:30 «Крым небесный»

9 февраля, 19:30 «Рок за гранью»

10 февраля, 18:00 «Святой Архипелаг»

11 февраля, 18:00 «Город Золотой»

Предыдущая статья

Фильм «Свет» в кино с 22 февраля

Следующая статья

Иммерсивное шоу Harmony в пространстве Lumion