Золотая свобода
Коллекционеры Томас Каплан и Дафна Реканати-Каплан, внезапно начав собирать голландскую живопись XVII века в 2003 году, весьма преуспели в своем начинании. На данный момент в Лейденской коллекции (по названию города Лейдена, где родился Рембрандт) – двести пятьдесят работ. Впервые она экспонировалась в Лувре в 2017 году, затем в Пекине, затем в Шанхае, затем в Москве и вот приехала к нам в Государственный Эрмитаж. Мировой тур планируется закончить в Нью-Йорке, где живут владельцы коллекции. Томас Каплан – миллиардер, он создал состояние на операциях с благородными металлами, также занимается деятельностью по охране природы, в частности охраняет больших кошек.
В Эрмитаже экспонируется восемьдесят две работы из Лейденской коллекции. Феномен голландского визуального искусства XVII века, который оказал (и продолжает оказывать ) неслабое влияние на мировую культуру, связан с периодом свободы и национальной самоидентификации. Портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой жанр пережили невиданный даже для Франции и Италии расцвет. Узкая специализация в каждом жанре дала возможность повышения мастерства до уровня виртуозности, приближенного к фотографии. Около двух тысяч художников, дикая конкуренция. Естественно, при таких условиях арт-рынок был невероятно активным – картины бурно покупали и продавали, обменивали и расплачивались ими. Золотой век голландский живописи – это не метафора, это финансовая реальность и это мода, это новый голландский реализм.
Рембрандт, Халс. Вермеер – арт-звезды свободной Голландии XVII века, сияющие на достойном небосклоне. Общий уровень техники голландской арт-сцены того времени был очень высок, его не достигли, к примеру, русские художники и в более поздний период. Удивительная выразительность, правильность пропорций, разнообразие типажей – всего этого не наблюдалось в русской живописи XVII века.
Однако национальное самоутверждение имело в Голландии и обратную сторону. Художники были сильны в рисовании соотечественников, существовал и набор национальных черт – глаза навыкате, совиный нос, румяность, пышные или массивные формы. Иностранцы любой эпохи тоже изображались в национальном формате. В результате Минерва – голландка, Ифигения – голландка и Клеопатра – тоже голландка. Имманентный колорит историко-мифологических персонажей слабоват, чего не скажешь, например, о картинах русских художников на аналогичные темы.
Поразительна, кстати, у голландцев анималистика – животные все хищные и плотские, концентрированно материальные, независимо от того, хищные они на самом деле, травоядные или домашние. Тоже признак нового реализма с его новыми объектами и предметами визуализации – алхимия, ботаника, анатомический театр, производственные совещания, иначе говоря, все многообразие окружающей жизни как оно есть.
Но вот голландское современное искусство XX-XXI веков не гремит на весь мир, наверное, на один арт приходится только один взлет.