Блоги #NaNevskom

Золотая свобода

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото:
Марина Гончарова

Коллекционеры Томас Каплан и Дафна Реканати-Каплан, внезапно начав собирать голландскую живопись XVII века в 2003 году, весьма преуспели в своем начинании. На данный момент в Лейденской коллекции (по названию города Лейдена, где родился Рембрандт) – двести пятьдесят работ. Впервые она экспонировалась в Лувре в 2017 году, затем в Пекине, затем в Шанхае, затем в Москве и вот приехала к нам в Государственный Эрмитаж. Мировой тур планируется закончить в Нью-Йорке, где живут владельцы коллекции. Томас Каплан – миллиардер, он создал состояние на операциях с благородными металлами, также занимается деятельностью по охране природы, в частности охраняет больших кошек.

В Эрмитаже экспонируется восемьдесят две работы из Лейденской коллекции. Феномен голландского визуального искусства XVII века, который оказал (и продолжает оказывать ) неслабое влияние на мировую культуру, связан с периодом свободы и национальной самоидентификации. Портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой жанр пережили невиданный даже для Франции и Италии расцвет. Узкая специализация в каждом жанре дала возможность повышения мастерства до уровня виртуозности, приближенного к фотографии. Около двух тысяч художников, дикая конкуренция. Естественно, при таких условиях арт-рынок был невероятно активным – картины бурно покупали и продавали, обменивали и расплачивались ими. Золотой век голландский живописи – это не метафора, это финансовая реальность и это мода, это новый голландский реализм.

Рембрандт, Халс. Вермеер – арт-звезды свободной Голландии XVII века, сияющие на достойном небосклоне. Общий уровень техники голландской арт-сцены того времени был очень высок, его не достигли, к примеру, русские художники и в более поздний период. Удивительная выразительность, правильность пропорций, разнообразие типажей – всего этого не наблюдалось в русской живописи XVII века.

Однако национальное самоутверждение имело в Голландии и обратную сторону. Художники были сильны в рисовании соотечественников, существовал и набор национальных черт – глаза навыкате, совиный нос, румяность, пышные или массивные формы. Иностранцы любой эпохи тоже изображались в национальном формате. В результате Минерва – голландка, Ифигения – голландка и Клеопатра – тоже голландка. Имманентный колорит историко-мифологических персонажей слабоват, чего не скажешь, например, о картинах русских художников на аналогичные темы.

Поразительна, кстати, у голландцев анималистика – животные все хищные и плотские, концентрированно материальные, независимо от того, хищные они на самом деле, травоядные или домашние. Тоже признак нового реализма с его новыми объектами и предметами визуализации – алхимия, ботаника, анатомический театр, производственные совещания, иначе говоря, все многообразие окружающей жизни как оно есть.

Но вот голландское современное искусство XX-XXI веков не гремит на весь мир, наверное, на один арт приходится только один взлет.

Предыдущая статья

Радостные выставки

Следующая статья

Афиша на выходные. 15–16 сентября

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*