Блоги #NaNevskom

«Вудсток» – 50

Текст: Марина Гончарова

Текст: Марина Гончарова

На самом деле самый масштабный и самый легендарный open air в мировой истории музыкальных (да и иных) фестивалей назывался Woodstock music & art fair, Вудстокская ярмарка музыки и искусств. И на самом деле вместо трех дней с 15 по 18 августа 1969 года он шел еще и 19 августа. Потому что никто не ожидал, что вместо прогнозируемых 50 тысяч человек придут более 500 тысяч, а по некоторым данным более 1 млн человек. И эта неожиданная цифра создала сильные проблемы, прежде всего, глухую пробку на Нью-Йоркской автостраде, зрители бросали свои машины, где придется, и шли пешком. А музыкантов перевозили на вертолетах, ну и не все успевали к своим сетам вовремя, в итоге плановое время выступлений сдвинулось к моменту закрытия фестиваля почти на 12 часов – к 7 часам 30 минутам утра понедельника, 19 августа.

К этому времени на поле фермы Бетел, в районе Белого озера, уже оставалось примерно 35 тысяч человек. И Джимми Хендрикс, закрывавший фестиваль, к сожалению, сыграл свою уникальную программу из 18 песен при малом стечении народа. Не повезло и хедлайнерам CCR (Creedence Clearwater Revival) – они выступали уже ночью первого дня, когда почти вся публика спала прямо на поле, собственно в зрительном зале. Один парень не спал, он зажег зажигалку и, махая ее в воздухе, прокричал форнтмену Джону Фогерти: «Не беспокойся, Джон, мы с тобой!» И CCR пели для него. На самом деле все накладки никак не повлияли на значительно возросшую популярность исполнителей, которые приняли участие в Вудстоке. Дженис Джоплин, Карлос Сантана, The Who, Рави Шанкар, Greatful Dead, Джоан Баэз (кстати, была на шестом месяце беременности) и многие другие, тогда молодые музыканты. Те же известные группы, которые посчитали Вудсток второстепенным фестивалем, и отказались от выступлений, потом дико жалели об упущенной уникальной возможности. Например, The Beatles, причем Джордж Харрисон приехал таки один, или The Doors, Джон Денсмор тоже приехал таки один. Ну в общем и другие.

Но главное в том, что музыкальная сторона дела оказалась в конечном счете менее важна, чем гражданская. Когда организаторы поняли, сколько людей хочет слушать песни о свободе и против войны, они сняли охрану и ограждение территории, и фестиваль из коммерческого превратился в общедоступный. Парни и девчонки в джинсах Levi^s (считается, что 80 % зрителей были именно в них) и в простых белых футболках и майках, которые еще Марло Брандо сделал символом свободы, все шли и шли, переступая через опрокинутые металлические сетки ограждений. Два дня из трех были перебои с едой, не хватало палаток и спальных мест, шел дождь. Но люди не жаловались и были добры к другу, создавая атмосферу мира. Парадокс, но на третий день на помощь Вудстоку пришла американская армия – полевая кухня, врачи, охрана. При том, что на хиппифесте, так фестиваль окрестили местные жители, имели хождение психоделики и марихуана (в основном), и никто не пытался их запретить. С другой стороны, в качестве альтернативы наркотикам, впервые были даны мастер-классы дыхательной кундалини йоги.

Ну и наконец знаменитые голые купания в фермерском пруду, вызванные необходимостью – не купания, а собственно помыв в отсутствие душа или бани и в присутствие размытого дождями поля в жидкую грязь. Но вот именно отношение индивида к своему телу и отношение общества к индивиду в этом контексте и есть маркер степени общественной (и личной) свободы. Как правило, установление следующего уровня свободы чревато революциями. Например, в России в 10-х годах XX века в Коктебеле петербургское общество презрело бы вообще все условности, если бы не высокоморальный местный городской голова. Хиппифест тоже кончился революцией, только сексуальной, которая сменила эпоху детей-цветов и ознаменовала собой новый уровень свободы.

Первоначально негативное отношение к Вудстоку постепенно изменилось на конструктивное и позитивное. Таблоиды передумали ругаться и врать, хотя не сами по себе. Некоторые популярные журналисты наотрез отказались писать то, что хотели увидеть издатели, но чего не было на самом деле. Родители детей, зрителей Вудстока, которые общались с ними регулярно по телефону, обвинили СМИ во лжи и злобе. И прессе пришлось взять другой тон. В 1970 году вышел документальный 3,5 часовой фильм Майкла Уодли «Вудсток: тридня мира и музыки», который в 1971 получил премию «Оскар». В 2019 году вышел документальный фильм Джеймтлы Эфрон и Барака Гудмана «Вудсток: три дня изменившие поколение». Он использует часть хроникальных кадров первого фильма, но в нем есть и другие документальные кадры, которые дают осмысление событию из нашего времени. Показывают его значение и механизмы движения, создавшие этот грандиозный прецедент рождения новых общественных и личных отношений.

Предыдущая статья

ЖК «Огни залива» не переходит на эскроу-счета

Следующая статья

ЖК One Trinity Place – резиденция в центре города