Культура

Видения Катара

Чем живет пустынная страна с самым высоким уровнем жизни? Для большинства Катар, его история, обычаи, даже облик страны – загадка. Выставка «Современный Катар: искусство и фотография», которая пройдет в ЦВЗ «Манеж» с 19 ноября по 10 декабря, – редкая возможность открыть для себя страну, которой Россия передала эстафету чемпионата мира по футболу, может каждый.

Выставка не просто расскажет о жизни страны, а, по словам куратора, Ее Превосходительства шейхи Марьям аль-Тани, «даст возможность публике познакомиться со стремительными преобразованиями, которыми сейчас охвачен Катар». Вчера это была страна, о которой мало кто знал (кому интересно нищее государство где-то в пустыне), сегодня здесь самый большой ВВП на душу населения. Катар переживает изменения не только в архитектурном облике городов (полвека назад столица Доха была лишь деревушкой, жители которой добывали жемчуг со дна Персидского, или, как говорят сами катарцы, Арабского залива), но и в социальном устройстве общества. В государстве продвигается программа долгосрочного развития National Vision – 2030 («Национальное видение – 2030»), страна активно готовится к ЧМ 2022 года. Трансформации, происходящие вокруг, послужили материалом для авторов, не просто зафиксировавших окружающие перемены, но внесших вклад в создание новой визуальной идентичности целого народа.

Весь первый этаж Манежа отдан под фотоработы. Осмотр экспозиции лучше всего начинать с архивных фотографий из собрания Музеев Катара, многие из которых выставляются впервые. Подробно представлено и творчество современных местных фотографов, и работы, выполненные иностранными резидентами. Портреты, пейзажи, уличные сценки, традиции и слегка заметное бунтарство. Интересно, что современные катарские фотографы, начавшие свой творческий путь с цифровой фотографии, экспериментируют с аналоговыми техниками и материалами.

Второй этаж занимают живопись, скульптура, видео-арт и арт-объекты, созданные современными местными авторами. Экспозиция исследует тему перемен и преемственности в современном Катаре. Огромный восточный ковер, при ближайшем рассмотрении оказывающийся филигранной россыпью цветного песка, который автор Emelina Soares насыпала причудливыми орнаментами прямо на полу Манежа в течение недели. Женская фигура, узнать в которой балерину можно лишь по пуантам и выглядывающей из-под традиционного одеяния пачке (скульптура Hana Al Saadi), нагромождение картинных рам, в котором, отступив на несколько метров, можно уловить единый рисунок (Ryan Browning), обугленные корешки книг сгоревшей библиотеки (Ahmed Nooh), позолоченные антилопы (Maryam Al Semaitt & Nawar Al Mutlaq), сложные восточные орнаменты, выложенные кусочками местных банкнот, передают сложные, иногда ироничные колебания между культурными корнями и тягой к прогрессу и переменам.

Мохаммед Насар аль-Отман, управляющий директор отдела по связям с общественностью и международным отношениям Музеев Катара, не сомневается: «Работы, представленные на выставке, станут катализатором культурного диалога между авторами и зрителями». То есть помогут создать атмосферу доверия и взаимопонимания, необходимую для расширения деловых контактов, «укрепления экономического, туристического и культурного взаимодействия между странами». Не случайно первые посетители выставки – это участники VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, как раз и являющегося площадкой для коммуникации между культурным сообществом, бизнесом и обществом.

19.11–10.12 – «Современный Катар: искусство и фотография». ЦВЗ «Манеж».

Мария Рогалёва

Фото: © Qatar Museums

Предыдущая статья

О чем земном мечтают на борту МКС?

Следующая статья

Концерт Ganenko Band