Город и горожанеИсторияНовости

Трамвайный Питер

Трамвайный Питер. Фото Михаила Борисова

Текст: Светлана Мазур

Трамвайный Питер. Не унывай, садись в трамвай

Это строчка из шуточных дореволюционных стихов петербуржца Мандельштама. Питерский трамвай всегда привлекал поэтов, потому что был не просто транспортным средством, а еще и городским артефактом. 115 лет назад началось его регулярное движение по нашему городу. Правда, не так давно казалось, что он совсем исчезнет с петербургских улиц, но сегодня уже намечается появление новых невиданных трамваев в ретро-футуристическом стиле. Ведь транспортная реформа – это не только замена маршруток лазоревыми автобусами. Исторические трамвайные пути тоже неисповедимы.

 

Конка, догони цыпленка!

Tram – по-английски вагон, way – путь. Трамвай – это вагон в пути. Интересно проследить его путь в истории Петербурга.

«За последние дни какие-то кумушки разнесли по городу весть, что женщинам уже разрешено пользоваться империалом конки. Не ожидая объявления об этом, не справляясь нигде, многие представительницы “прекрасного пола” пытаются попасть на верх вагона…

Около Невского опять инцидент: рвутся наверх две дамы с покупками.

– Госпожи, не дозволено! – говорит кондуктор.

– Мы нарочно бинокль захватили!

– Нельзя!»

Такую сценку из жизни города описал в 1902 году «Петербургский листок» № 40. Конкой петербуржцы называли конно-вагонный экипаж, и это был предок трамвая. Увидеть конку можно и сегодня, но только в виде памятника у станции метро «Василеостровская».

Первую русскую конно-железную дорогу для перевозки горожан основали в 1863 году. Конки были двух видов: одноэтажные и двухэтажные. Их скорость, как правило, не превышала восьми километров в час. «Конка, конка, догони цыпленка!» –не случайно кричали мальчишки.

Трамвайный Питер Конка

Питерская конка

Лошадьми управлял вагоновожатый, билеты продавал кондуктор. Он-то и не пускал женщин на империал (второй этаж конки), потому что ездить там дамам было запрещено. Но как раз в 1902 году прошел слух, что этот запрет будет снят. Лестницы, ведущие на империал, стали удобнее, и «нынешний разумный покрой женского платья совершенно устраняет возможность видеть женскую ногу выше того, что дозволяется требованиями приличия», сообщали «Известия Санкт-Петербургской Городской думы». Однако только в мае 1903-го дамам наконец разрешили любоваться городом с высоты империала.

К началу 20-го века в Петербурге по рельсовым путям курсировали не только конки, но и паровики. Паровичок – еще один предок трамвая, паровозик с дымящей трубой и двумя прицепленными вагонами. А в это время по улицам Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Севастополя, Орла уже вовсю возили пассажиров электрические трамваи. Столица отставала от дорожно-транспортного прогресса. Почему?

Самый трамвайный город на планете – Ленинград

А мог бы этот самый прогресс начаться в Петербурге еще в 1880 году, когда в СМИ прошла такая информация: на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка «в первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущею по рельсам, по которым катятся колеса вагона». Создателем электрического трамвая был военный инженер Федор Пироцкий. Но увидеть свое изобретение, курсирующим по городу, ему не довелось:  Городская дума категорически не поддержала это начинание. Большинство историков объясняют такое недальновидное отношение властей к трамваю тем, что в Петербурге было слишком сильное лобби владельцев конок. Правда, в январе 1895-го все же появилась первая в Петербурге электрическая железная дорога, но исключительно по льду Невы – от Дворцового моста к Мытнинской набережной.

Трамвайный Питер. Только 16 сентября 1907 года торжественно открылось трамвайное движение по городу. Один из десяти купленных в Англии трамваев повел на Васильевский остров инженер-энергетик Генрих Графтио. Первый маршрут проходил от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару  и Николаевскому мосту (сейчас он Благовещенский) к конечной остановке на углу Большого проспекта и 8-й линии. В октябре трамваи пошли по Садовой, а в конце декабря – по Невскому. Красивые: красно-белые снаружи, с лакированной отделкой и медными приборами внутри. Их потом еще снабдили сигнальными огнями: у каждого маршрута было свое сочетание цветов, и пассажиры в темноте видели издалека, какой едет номер.

С тех пор менялись модели трамвая, но лишь однажды – в первую блокадную зиму – он  не вышел на улицы города. А когда весной 42-го его все-таки удалось запустить, многие ленинградцы плакали от радости: для них трамвай стал символом жизни.

Трамвайный Питер. Не унывай, садись в трамвай Акварель

Акварель Татьяны Анисимовой

В конце восьмидесятых общая длина трамвайных  рельсов в Ленинграде стала самой протяженной в мире  – больше шестисот километров  – и попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Вперед, к победе ретро-футуризма

Но в 21-м веке пути питерского трамвая стали стремительно сокращаться и чуть не закончилась его славная история. Однако этого не произошло, и вот сейчас, по всем приметам, наступает трамвайный ренессанс.

Говорят, уже будущей весной в центре города появятся ретро-футуристические трамваи. Их стилизуют под трамвайную моду середины прошлого столетия, но при этом оснастят системами с элементами автопилотирования. Трамваи даже смогут вести экскурсии на автопилоте – расскажут пассажирам обо всех достопримечательностях, которые встретят на пути, и покажут на экране, как улицы, дома и люди в этих частях города выглядели в прошлом. И это будут не какие-нибудь экскурсионные трамваи, а общественный транспорт для всех.

 

Другие интересные статьи о городе и горожанах Ленинграда, Петербурга : по ссылке…

Предыдущая статья

"Хочу мужа" комедия 24 августа

Следующая статья

Cinema Music Park в Ботаническом